Все-таки СССР был гораздо менее репрессивным обществом, чем капитализм во всех его вариациях. Почему? Да потому, что в СССР власть никак не могла заставить людей больше работать в условиях, которые не очень способствовали развитию трудового энтузиазма. А что мы видим при капитализме - очень (слишком, увы...) большая часть общества просто "в лет" интериоризирует разнообразные схемы принуждения и тупо бегает, как белка в колесе, или как ослик за морковкой, при это ломаясь, умирая, вымещая отчаяние и агрессию на "удобных" объектах, играя при этом в разнообразные игры и т.п. В СССР власть не особо понимала как это все сделать, да и зачем (все эта андроповская борьба за трудовую дисциплину или горбачевское "ускорение" - детские игры в сравнении с изощренной капиталистической машиной принуждения и управления массами). А труд... да все изменилось. Он стал действительно во многом лишь средством социального контроля (см. Бодрияра), но не только, конечно же.
Поль ЛАФАРГ. Право на леность. (шедевр).
http://www.sensusnovus.ru/think/2013/03/30/16051.htmlСтрашным безумием одержимы рабочие классы народов, среди которых царствует капиталистическая цивилизация. Это безумие влечёт за собой личные и общественные бедствия, которые в течение двух веков терзают жалкое человечество. Это безумие - любовь к труду, доведённая до истощения жизненных сил индивидуума и его потомства. Вместо того, чтобы противодействовать этой психической абберации, священники, экономисты, моралисты, освятили этот труд. Слепые и ограниченные люди, они захотели быть мудрее их Бога: слабые и презренные люди, они захотели восстановить то, что проклял их Бог. Я не исповедую христианства, я не экономист и не моралист, но на их решение я апеллирую к их Богу; на проповедования их религиозной, экономической, свободомыслящей морали я апеллирую к ужасным последствиям труда в капиталистическом обществе.
В капиталистическом обществе труд является причиной всякого умственного вырождения, всякого органического уродства <…>
<…> Но что же видим? В то время, как машина совершенствуется и с непрерывно растущей быстротой и силой вытесняет человеческий труд, рабочий вместо того, чтобы соответственно продолжить свой отдых, удваивает усердие, точно он собирается соперничать с машиной. О, абсурдная и убийственная конкуренция."
Д. Жвания: "...Лафарг обращается к проблеме отчуждённого труда, показывая причины, которые заставляют рабочих бороться за право на труд в условиях жесточайшей капиталистической эксплуатации. Только Лафарг делает это парадоксальным образом - на языке гротеска, в жанре политического памфлета. Мы привыкли, что в социалистической литературе рабочие всегда изображаются жертвами - их угнетают, на их труде наживаются, а они терпят… но настанет пора и восстанет народ… и т. д. Лафарг, наоборот, резко нападает на рабочих. Их маниакальная страсть к продаже своего труда вызывает у него негодование. Он винит рабочих, а не капиталистов в перепроизводстве товаров, которое оборачивается кризисами. Конечно, Лафарг намеренно использует этот приём - чтобы выпуклей показать нерациональный характер капиталистического способа производства и характер капиталистической каторги, которая калечит людей в буквальном смысле этого слова. Резко высмеивая косность рабочих, их упорное нежелание понять, что работа на дядю не решает их проблем, а, наоборот, только усугубляет их, он призывает их избавиться от рабской покорности и приступить к коренной ломке всей буржуазной системы. "
Тема так называемой "лени" весьма интересна. Нередко приходится сталкиваться с навешиванием ярлыков: "такая-то нация ленива", "такой-то человек (ребенок, социальная группа) ленив" и т.п. - это верный признак попытки манипуляции. Нет такого изолированного и неизвестно откуда берущегося (вот это как раз и пытаются скрыть) психологического качества, как лень. Все формируется в определенном контексте, в подчас очень сложных и противоречивых условиях. То, что называют "ленью", есть лишь определенная форма поведения, сложившаяся в определенном контексте, в какой-то мере как реакция на него (а нередко "отрицательные качестива" скрыто провоцируются средой, чтобы затем вызывать чувсивовины у их "носителя"). То же самое относится и к таким "качествам", как "упрямство", "пассивность" и т.п. Ведь нет не только изолированных психических качеств, но и изолированного индивида.
Что касается "лени" в плане трудовой деятельности, то имеет смыл подумать о том, почему она становится настолько непривлекательной, какой еще социальный или культурный контекст может вызывать такую реакцию. Что такое труд - также вопрос далеко не праздный, ибо не существует никакого внеисторического труда.
Поэтому выход не в том, чтобы искоренить "лень", а в том, чтобы изменить социально-экономическую систему. А "лень", "пассивность", "хроническая усталость", а также различные формы психопатологии и пр. - они не позволяют забыть о неблагополучии Системы.
А Поль Лафарг был очень неплохим стихийным психологом, кроме всего прочего. Просто в то время не было еще психологических концепций, которые проливали больше света на казалось бы необъяснимое и парадоксальное поведение человека и групп людей, якобы добровольно стремящихся к зависимости и рабству. Дело в том, что это не есть результат "свободного выбора" мифического индивида, а часть сложных коммуникационных паттернов и отношений.
В дополнение: замечательный "Летающий пролетарий". Вот это действительно цель развития общества.
Запись для группы Психологи против капитализма
http://vk.com/club48902771?w=wall-48902771_748