В
адим Руднев: "Мой любимый учитель, профессор Бурно, рассказывал: он в молодости работал в сельской больнице, куда привозили тупых сельских мужиков. И когда у них начинался бред, они рассказывали совершенно невероятные истории - очень богатые, красочные. Но родные требовали: верните нам наших кормильцев! Мужиков закармливали нейролептиками, и те опять превращались в таких вот тупых «кормильцев»."
Карнавал - неплохой сериал, но на любителя. По постмодернистски (в хорошем смысле) открыт для разных интерпретаций, оставляя для них простор. Много подтекстов, разных отсылок, многоуровневость, многое остается без ответа и вообще малопонятным...
США времен Великой Депрессии и пыльных бурь(подробнее в
википедии). Снят красиво, временами просто завораживает (с элементами сюрреализма и мистики), но довольно-таки депрессивен. Разворачивает картины самой настоящей сансары - жизнь простых людей, бедноты, артистов странствующего цирка, полу- и заброшенные города, нищета, бесправие, периодически вспыхивающие насилие и деструктивность, постоянно присутствующее в социуме безумие, которое вполне может вырасти во множество раз. Пыльные бури в данном контексте воспринимаются как квинтэссенция сил, которые могут легко смять простого человека. Почти (или совсем) беспросветное существование. Социальная ситуация из которой, наверное, невозможен выход (что подчеркивают разговоры о "карьере в Голливуде", в которую никто не верит). Цирковое Колесо обозрения, ясное дело, несет разные коннотации.
И вот в таком контексте начинается мистика. "На самом деле" это не просто странствующий цирк. Его "начальство" таинственно, оно "за ширмой". Некоторые артисты цирка обладают паранормальными способностями, на ком-то, оказывается, лежит миссия - борьба со злом, которую должно вести каждое поколение. Ставки - высоки, в видениях героя появляется ядерный гриб. И т.д.
Получается (одна из возможных интерпретаций, с уклоном к фрейдомарксизму), что вся эта мистика походит на спасительную игру воображения, как в случаях, о которых рассказывал проф. Бурно. Как внести смысл в бессмысленную и беспросветную жизнь обманутых людей, жизнь, наполненную грустью, тоской и отчаянием? Начать воображать, что твой цирк - не простой цирк, что ты борешься с мировым злом...
Да, конечно, можно вспомнить о марксизме, о необходимости революционной борьбы, о реальной борьбе рабочих за свои права, примеров которой в истории США было немало, один из которых - Битва у горы Блэр.
В течение пяти дней в конце августа и начале сентября 1921 года в округе Логан от 10 000 до 15 000 шахтеров с оружием в руках сражались против армии полицейских и штрейкбрехеров. Их борьба закончилась только после вмешательства армии США.
Вспоминается также фильм "Укрытие" (2011г.), в котором речь идет, согласно
моей фрейдомарксистской интерпретации, о простом пролетарии, проебавшим возможность творчески поучаствовать в общемировом процессе исторического самосозидания и революционном самопреображении общества.
Это все так, но в тех условиях шансов двигаться влево было, мягко говоря, немного. Да и результаты рабочей борьбы также, к сожалению, неоднозначны (хотя я далек от желания ее обесценивать).
Но было было бы глупо и примитивно свести все к безумным фантазиям, пусть и красивым. Да и что такое безумие (об этом и Руднев говорит)? "Безумие" можно рассматривать единственно возможную реакцию (ответ) на определенные условия жизни. На безумный контекст, иными словами.
В данном случае мы видим ни что иное, как нежелание циркачей (среди которых были и циркачи-"уродцы" смиряться с ролью функции-винтика, с той жизнью и жизненным сценарием, который оставляло им общество как единственный вариант. Пусть даже это нежелание выразилось в такой форме. "Настоящим" безумием, возможно, было бы как раз смирение, полная "адаптация". Общество-система требует производства людей как производительной силы (рабсилы), но одновременно оно производит в людях нечто большее (мощный потенциал абстрактного мышления, воображения, разнообразие желаний, способность мечтать и пр.), порождая сложные конфликты и противоречия. Примерно о том же писал Касториадис (и тут как раз к месту вспомнить его интересную концепцию о воображаемых установлениях, и о роли воображения) , да и далеко не только он:
"
Существующая общественная система требует от людей - как трудящихся и как граждан - оставаться пассивными и ограничиться исполнением навязанных им задач. Когда она осознает, что эта пассивность убивает ее подобно раку, она начинает побуждать к инициативе и соучастию, но тут же обна- руживается, что она может добиваться этого, лишь поставив под вопрос саму сущность существующего порядка.
Эта система вынуждена жить в двух реальностях, разделять официальное и реальное, непримиримо про- тивостоящие друг другу. Она не просто страдает от противостояния классов, отношения между которыми остаются чисто внешними. Социальная система содержит момент конфликтности в самой себе, «да» и «нет» как намерения действовать сосуществуют в самом ядре ее бытия, в ценностях, которые она провозглашает и которые она отрицает, в способе ее организации и дезорганизации, в крайней социализации и в крайней атомизации созданного ею общества."
Поэтому в Карнавале можно увидеть и почувствовать как глубокий пессимизм, так и оптимизм.
Воображение еще не сыграло своей позитивной роли в полной мере. В конце концов, реальное - это уничтоженное возможное.