Из
статьи психолога С. Ениколопова об агрессии :
"
Известный исследователь проблем мира и насилия Й. Галтунг выделил три формы насилия: прямое, структурное и культурное [23].
Наиболее явным и доступным для эмпирического наблюдения является прямое насилие со всеми видами жестокости, проявляемой людьми друг к другу, к другим формам жизни и природе в целом. По отношению к перечисленным выше потребностям прямое насилие проявляется в следующих формах: а) убийство;
б) телесные повреждения, блокада, санкции, нищета; в) десоциализация из собственной культуры и ресоциализация в другую культуру (например, запрещение родного языка и навязывание другого), отношение к людям как гражданам второго сорта; г) репрессии, задержание, изгнание.
Структурным насилием являются: а) эксплуатация типа А, когда нижестоящие могут быть ущемлены настолько, что умирают от голода и болезней; б) эксплуатация типа Б, когда нижестоящие могут оказаться в состоянии постоянной нищеты, включающем недоедание и болезни; в) внедрение в сознание, ограничение информации; г) маргинализация, разобщение.
Под культурным насилием Й. Галтунг предлагает рассматривать те аспекты культуры, символической сферы нашего существования, представленной религией и идеологией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой (логикой и математикой), которые могут быть использованы для оправдания и легитимизации прямого и структурного насилия.
Культурное насилие ведет к тому, что прямое и структурное насилие начинают выглядеть и восприниматься как справедливое, или, во всяком случае, недурное дело.
Три вида насилия имеют базовое различие во временном отношении. Прямое насилие имеет характер события; структурное - процесса с подъемами и спадами; культурное насилие - инварианта, ″перманентности″, оставаясь по существу неизменным на долгие периоды с медленной трансформацией базовой культуры. Можно установить каузальную связь от культурного через структурное к прямому насилию. Культура проповедует, учит, заставляет рассматривать эксплуатацию и репрессии в качестве нормальных и естественных явлений или не замечать их вовсе.
Изучение культурного насилия проливает свет на то, каким образом акт прямого насилия и факт структурного насилия легитимизируются и делаются таким образом приемлемыми в обществе.
Один из способов функционирования культурного насилия состоит в изменении моральной окраски действия с несправедливой на справедливую или же, по крайней мере, на приемлемую (например - убивать во имя страны, нации справедливо, убивать ради себя - нет).
Большинство ценностей, функционирующих в современном обществе, способствуют тому, что агрессия и насилие активно проявляются и воспроизводятся в социуме. Это в первую очередь имеет отношение к ценностям, касающимся статусных, имущественных, возрастных отношений и создающим основу для сильных социальных напряжений, переживаемых большим количеством членов социума, и особенно заметно проявляется в модернизирующихся странах, где большое количество людей явно или неявно вовлечены в процесс перераспределения ресурсов и статусов. Такое состояние социума способствует тому, что прямое и структурное насилие проявляются либо как попытка нижестоящих вырваться, уравнять положение, перераспределить богатство, отомстить, либо как действия со стороны людей, желающих сохранить или повысить свой статус.
Люди, чувствующие себя униженными, зажатыми, подавленными, начинают использовать прямое насилие для своего освобождения и изменения своего положения, а также контрнасилие для сохранения существующего положения, т. е. насилие порождает насилие.
Многочисленные исследования агрессивного поведения и насилия показали, что рост насильственных действий в обществе тесно связан с крупными и резкими социальными переменами (например, модернизация страны) и, соответственно, со связанными с этими переменами нарушениями традиционной организации общества, которые заставляют людей обратить внимание на свои индивидуальные проблемы.
Ощущение (не всегда осознаное и объективное) невозможности удовлетворения своих потребностей способствует повышению вероятности того, что наиболее ожидаемой (предсказуемой) реакцией становятся различные формы прямого насилия. Но это не единственная реакция, поскольку могут возникнуть также чувство безнадежности, синдромы лишенности и фрустрации, которые проявляются как направленная вовнутрь агрессия, а вовне - как апатия и отстранение."
**********************
Культурное насилие - это все имеет самое прямое отношение к "механики" даблбайнда. Точнее сказать, сама культурная (языковая, знаковая) среда продуцирует ситуацию даблбайнда, но это только часть правды. Иерархическое строение общества, отношения власти и зависимости, отчужденный труд, частная собственность, рынок, да сама организация экономической жизни создают условия для double bind, вместе с языком. Ведь double bind служит воспроизводству зависимых отношений, обобщенно и грубо можно и так сказать.
Все это нужно изучать.
А Йохан Галтунг - интересная личность, о нем немного
здесь.