Понимая медиа

Sep 21, 2009 15:36

(в продолжение, так сказать, маклюэского начинания)).  Массмедиа, особенно ТВ должны все-таки очень глубоко цеплять массы - уж больно гипнотическое действие они оказывают.
Среди прочего, они создают иллюзию головокружительного вращения мира вокруг якобы неподвижного и неизменного "Я" созерцающего обывателя, наблюдающего стремительную смену самых разных событий. Экзистенциальное  переживание неначительности, ничтожности индивидульного "Я", как и быстротечности человеческой жизни, ее конечности - всегда были одними из центральных для каждого человека, пусть даже далеко не всегда осознавались. Человеческая жизнь сравнивалась с дымом, с искоркой, вспыхивавшей на фоне как почти не меняющейся природы, с ее циклами, так и, как правило, неспешно протекающих процессов в социуме; параллельно с этим для некоторой части человечества были актуальными поиски некоего вечного "Я", "души", каких-либо "вечных" основ за фасадом из мелькающих теней этого мира надо ли говорить о том, что эти поиски были всегда связаны с чрезвычайным напряжением, опасностями и жертвами?; далеко не только одни буддисты поняли суть человеческой жизни : сегодня ты молод, здоров, богат - очень скоро, возможно уже завтра, ты будешь старым, больным, нищим, а глубокое переживание этих реалий человеческого существования не могло не способствовать перестройки всей личности. Теперь же обыватель получил возможность наслаждаться иллюзией "реванша". Но этот "реванш" - жалкое зрелище. Стремительная смена событий, в т.ч. и глобального масштаба, на экране ТВ служит и делу обесцениванию событий. От  экзистенциального ужаса перед временем и историей можно спрятаться за телевидЕнями, где можно за полтора-два часа увидеть рождение, расцвет и гибель целых цивилизаций, империй, народов... Пульт дистанционного управления также оказывает "магическое" воздействие. 
Все это любопытным образом переплетается с "магией" потребления, "системы вещей". Ранее вещи служили человеку очень долго, да и было их немного.  Например, внутренне убранство дома менялось редко. Какой-нибудь стол мог служить нескольким поколениям. Сейчас же обыватель, вооружившись еще и потребительским кредитом, одерживает еще одну победу в своих снах-галлюцинациях.
А на неизменные небо и звезды, на горы, на леса - на них можно и не смотреть. Можно лишь поглощать их образы с телеэкрана, нажимая кнопки на пульте.
Вообще говоря, отношение масс к телевидению, к массмедиа УЖЕ должно снимать вопросы о возможностях "сознательного"  развития цивилизации и разрешения множества насущных проблем. И я просто искренне завидую тем, кто еще верит и надеется на, например, справедливую классовую борьбу... Хотя, конечно, я могу ошибаться.  Но, я думаю, перемены будут происходить каким-то иным путем.
А ведь уже "не за горами" время, когда новые технологии подбросят массам еще более сильный наркотик...  

ТВ, буддизм, Маклюэн, экзистенциализм, массмедиа

Previous post Next post
Up