Елена Николаева: Нужно законодательно заставить СРО отвечать за качество жилья

Feb 26, 2015 17:30




На вопросы журнала «Строительство.RU» отвечает первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) Елена НИКОЛАЕВА.

- Елена Леонидовна, какие законодательные акты, связанные со сферой строительства жилья и жилищно-коммунальным хозяйством, планируется рассмотреть и принять в ближайшее время? В чем их важность и новизна?

- На сегодняшний день основная проблема заключается в том, что наше законодательство достаточно четко описывает, что делать при осуществлении строительства единичного объекта на выделенном для этого объекта участке, но как только мы сталкиваемся с застройкой на большой территории, с большим количеством участков и расположенных на них объектов, сразу возникает множество проблем. Поэтому работа по устранению такого рода вопросов видится наиболее актуальной. Например, на данный момент необходимо внести в Жилищный кодекс и Градостроительный кодекс Российской Федерации изменения, которые бы давали четкое определение таких понятий, как «комплексное освоение территорий», «малоэтажное строительство».



На днях были доработаны предложения по вопросу о необходимости внесения изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие правила подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, направленные на защиту прав застройщиков при подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

- Вы уже давно на всех уровнях поднимаете вопрос о низком качестве жилья, возводимого в рамках выполнения государственных и региональных программ по обеспечению доступным жильем различных категорий граждан, в том числе и переселяемых из аварийного фонда. Удается ли переломить негативную тенденцию? Если нет, то что еще нужно сделать?

- Если жилье построено с низким качеством, нужно поднимать вопрос об ответственности за это со стороны саморегулируемых организаций. Дело в том, что ущерб, наносимый недобросовестными исполнителями, - это ущерб не только гражданам, но и государству в целом. СРО также несут ответственность и обязательства перед целой группой сторон, включая и жильцов, и государство. Тем не менее стоит отметить, что за последнее время значительно повысилось качество проверок, проводимых в регионах, что, несомненно, сказывается на ослаблении негативной тенденции.

Но для того, чтобы коренным образом переломить ситуацию, необходим единый стандарт качества и требований по энергоэффективности для жилья, закупаемого государством и муниципальными органами в рамках реализации государственных и региональных программ по обеспечению жильем различных категорий граждан России. Причем этот стандарт должен неукоснительно соблюдаться.

- Особую Вашу озабоченность как президента НАМИКС традиционно вызывают вопросы, связанные со строительством малоэтажного жилья. Каковы главные болевые точки этой проблемы и как их можно снять?

- Дело в том, что практически все проекты малоэтажных домов в соответствии с Градостроительным кодексом не обязаны проходить государственную экспертизу и не подлежат обязательному строительному надзору. И это значит, что застройщик сам выбирает разработчика проекта, сам осуществляет контроль строительства и вводит дом в эксплуатацию, руководствуясь, как правило, не качеством предоставляемых услуг, а их низкой стоимостью.

На наш взгляд, необходимо инициировать изменения в законодательстве, увеличивающие контроль государства за качеством малоэтажного строительства. Необходимо привлечь к этому контролю и саморегулируемые организации. А для этого следует распространить требования о членстве в специализированных СРО на застройщиков малоэтажного жилья, а также установить специальные требования для застройщиков в сфере малоэтажного строительства.

- Выступая на ноябрьском съезде НОСТРОЙ, Вы с трибуны признались: еще несколько месяцев назад у Вас было ощущение, что у системы саморегулирования нет будущего, но теперь появилась надежда на то, что система самоочистки СРО прекратит коммерциализацию и поставит заслон перед спамом типа «Допуск недорого» и подобными вещами. Вы выступаете за членство застройщиков малоэтажного жилья в саморегулируемых организациях и привлечение СРО к контролю качества малоэтажного строительства. С чем связан такой оптимизм в отношении системы саморегулирования, которая, по мнению многих, уже дышит на ладан, и, скорее всего, в 2016 году ее сменит старое доброе лицензирование?

- Я по-прежнему считаю, что возможности системы саморегулирования не только не исчерпаны, но пока еще недооценены, и переход на лицензирование на данном этапе был бы как минимум преждевременной мерой. Тем не менее с законодательством, связанным с системой саморегулирования, нужно работать.

На сегодняшний день уже приняты поправки, увеличивающие влияние НОСТРОЙ на деятельность СРО. Также в скором времени должны появиться реестры участников СРО, для того чтобы каждый мог посмотреть, под контролем какой организации находится тот или иной застройщик. Между тем для эффективного функционирования должна увеличиваться и сфера влияния самих СРО.

- Вы не раз заявляли, что у нас, пока дом не развалится, никого наказать нельзя. Однако, по Вашим словам, подготовлен проект федерального закона, который призван исправить ситуацию и резко повысить роль саморегулируемых организаций в обеспечении качества застройки. Можно узнать, какова судьба этого документа и как конкретно он заставит СРО отвечать за качество?

- Документ еще на согласовании. Что там принципиально нового? Сегодня в контрактах не прописаны требования к качеству недвижимости - там указаны только количественные показатели. После принятия же этого закона, если застройщик захочет получить госзаказ, он должен будет иметь членство в СРО. Если же построенные объекты некачественные и требуют модернизации, расходы будут покрываться из компенсационных фондов, а ответственность за это будет нести застройщик.

Если в законодательство будут внесены соответствующие изменения, это позволит повысить ответственность СРО за качество застройки.

- Вы предлагали с 2015 года не продлевать действие дачной амнистии и собирались выйти с этой инициативой в Правительство. Удалось ли как-то продвинуться на этом направлении?

- Действительно дачную амнистию следует прекратить прежде всего для того, чтобы стимулировать качественную малоэтажную застройку. Дело в том, что, пока действует амнистия, по всей стране строятся объекты малоэтажного строительства ненадлежащего качества, а потом выдаются за бывшие дачи. А ведь сегодня более 54% аварийного жилья - 38 млн кв. м - это именно малоэтажки.

Чтобы решить эту проблему, требуется значительно усилить контроль качества строительства. Один из наиболее эффективных методов - распространение действия саморегулирования на застройщиков малоэтажного жилья, о чем я уже говорила. Тем не менее на днях в Госдуму был внесен новый законопроект о продлении так называемой дачной амнистии до 1 марта 2018 года.

- Традиционный вопрос от редакции. Есть ли у такого занятого человека, как Вы, свободное время, и если есть, то как Вы его проводите? Чем увлекаетесь?

- Конечно, свободного времени остается не так много, и я стараюсь проводить его со своей семьей. Мое самое главное хобби с ранних лет - это музыка. В детстве я мечтала быть пианисткой. И хотя моя жизнь сложилась совсем по-другому, но я сейчас не расстаюсь со своим увлечением: играю, пишу песни и исполняю их.

- Что ж, желаем Вам творческих успехов и на музыкальном поприще, Елена Леонидовна! Разрешите в Вашем лице поздравить всех представительниц прекрасного пола, имеющих отношение к строительной отрасли, с наступающим Международным женским днем! Успехов во всем задуманном, мира и согласия в семье, здоровья и благополучия Вам и Вашим близким!

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ

Елена Николаева, НАМИКС, РИСФ, малоэтажное строительство, строительная отрасль

Previous post Next post
Up