Когда ребенок начинает капризничать, хулиганить, истерить или виснуть на родителях, и отчаявшаяся мать просит совета - всегда находится кто-то умный, кто скажет: "Да это ему твоего внимания не хватает!"
(
Дальше, вообще-то, банально, но к моему удивлению - противоречит многим популярным рекомендациям для мам... )
2. Либо задачи все решаются через внимание, либо - что тоже бывает - их пока жизнь не поставила (кризисы социализации будут только при наличии этой самой активной социализации). Либо "кризис" мамой не воспринимается как таковой.
Для своих я считаю кризисом, достойным внимания, любое поведение/состояние ребенка, отличное от оптимума: чуть больше капризничает, чуть более кислая рожица, чуть более растерян или не справляется с поставленными задачами... и начинаю думать о корректировке, не доводя состояние до "истерящей воющей куклы", "двоечника-пофигиста" или "распоясавшегося охламончика". Так что "кризисов" в традиционном понимании (когда в слезах звонят в передачу "волшебная няня" и просят исправить, потому что сами не могут :) ) и у моих как-то не случалось, но что вообще хоть какой-то ребенок всегда может быть оптимален во всем - мне не верится.
3. Это мои собственные мысли, и я отдаю себе отчет, что они расходятся с модными на данный момент тенденциями в прикладной психологии. Просто близко глядя на самых разных детей (класс Давида, соседи - всех могу наблюдать достаточно близко, здесь деревня из серии "все друг про друга все знают"), вижу, что проблемы с психологическим балансом, устойчивостью, развитием, доброжелательностью имеют как раз по большей части не те дети, где есть временной дефицит общения с мамой (мама работает полный день, скажем), а где мама, даже посвящающая всю жизнь детям, явно дает не то качество внимания, которое требуется. Натолкнуло меня на пост наблюдение сегодняшнее над двумя самыми "домашними" мальчишками в наших двух классах (в одном случае мама, которая не работает и совершенно самоотверженно, с поделками-походами-пирожками-развивалками, занимается двумя своими детьми, в другом там "домашняя" мама и бабушка на одного ребенка).
Так вот, в одном случае ребенок, бедолага, ходит и каждым жестом задает вопрос - а это можно? а какая оптимальная форма поведения в данном случае? и задает, естественно, не вежливо и голосом, а просто врубаясь со всей дури в неправильное поведение и оглядываясь на реакцию окружающих. Мама при этом бежит его УГОВАРИВАТЬ ТАК НЕ ДЕЛАТЬ, то есть ребенок ответа четкого не получает. У детя реальные (уже на уровне обязательного посещения школьного психолога) проблемы с поведением, адаптацией и уровнем агрессии (мама-то не отвечает, а социум со всей силы дает в морду - как не дать взамен?).
Во втором ребенок - с большим честолюбием и выраженным мужским устремлением к лидерству... Вопрос там стоит - "как мне продемонстрировать всем, что я сильный и умный?" А мама и бабушка (вместо, например, многоступенчатого освоения скриптов, которые могли бы помочь детке сориентироваться) просто много с ним занимаются чисто интеллектуальными делами и восхищаются. Ребенок интеллектуально очень развит - но продемонстрировать это - так, как важно ему, чтобы увидел учитель, одноклассники - не умеет, вдобавок ждет одобрения и восхищения - и не дожидается. Точно так же абсолютно не понимает принципы построения социальных связей. Соответственно - уже большая обида на мир, который его не принимает, рев и вспышки агрессии, нежелание ходить в школу, неумение вложить нечто ценное для других в отношения трудно складывающаяся дружба...
Вполне возможно, кстати, хоумскулинг с некоторой социальной изоляцией в обоих случаях тоже снял бы проблему на время обучения как минимум: ребенок жил бы в смоделированной среде, в которой правила более комфортны, потому что заданы родителями. Сама среда бы не задавала столько тяжелых и противоречивых требований, которые требуют постоянной "подправки" детской психики. Но есть риск, конечно, что на выходе ему может оказаться еще труднее, если, опять же, не поставить параллельно с хоумскулингом задачу постепенного и грамотного усвоения принципов взаимодействия с социумом.
Reply
Если же это отдельный эпизод (что является неотъемлемой частью ортимума, по-моему ), то считаю, что никакие корректировки не нужны. (Хотя не уверена, что мы вкладываем одинаковый смысл в это слово, да и в другие тоже :) ). Ну как считать кризисом и приниматься корректировать чуть более кислую рожицу?
3. Конечно, ощибки родителей очевидны. Но нужно отдать должное противостоянию мальчишек, которых не удалось снивелировать с остальной общей массой.
-- хоумскулинг с некоторой социальной изоляцией --
Я бы назвала это скорее возвращением детей в естественную социализирующую среду. Моделированная среда - это школа. Думаю, что домашнее образование и естественная среда общения пошли бы на пользу и остальным детям, и тогда бы проявились настоящие индивидуальности не задавленные противоречивыми требованиями системы.
-- поставить параллельно с хоумскулингом задачу постепенного и грамотного усвоения принципов взаимодействия с социумом--
если родители сами общаются хоть с кем-нибудь и дети могут это наблюдать (да и не только родители - в деревне масса другх персонажей для наблюдений), то все искусственно поставленные задачи излишни. Общению дети учатся подражая.
Reply
А про хоумскулинг... формы общения людей - очень разные. общение учитель-ученик, общение с группой ровесников, самостоятельное общение с посторонними взрослыми, осуществление деятельности (в том смысле, в котором понимает это слово теория деятельности Леонтьева) совместно с другими равными себе... это будет у хоумскулера в дефиците, этому нельзя научиться, просто глядя на родителей и подражая - со многими ситуациями ребенок просто не столкнется. В детской группе поведенческие сценарии усложняются стремительно - от наивных, очевидных в 4-5 лет до сложнейшей групповой динамики к подростковому возрасту, а с подросткового возраста, на самом деле, меняются уже достаточно мало (это не мои измышления уже, а вполне результаты исследований). Я все же склонна думать, что это означает, что именно 4-10 лет - возраст импритинга для всевозможных навыков лидерства, поиска своего места в группе, построения совместной деятельности и т.д, и как вывод - все же крайне желательно, чтобы ребенок был в этом возрасте погружен в группу (которой, разумеется, может быть многодетная семья с родными и двоюродными сестрами-братьями, но если ее нет - нужна пусть искусственная, но альтернатива). Опять же разумеется, все относится к случаю, если из ребенка с самого начала не воспитывают осознанно "современного отшельника", живущего вне посещения групп, работающего дистанционно и тд (что тоже вариант)
Я не к тому, что хоумскулинг - это плохо, более того, будь у нас в семье испанский хотя бы одним из языков постоянного общения, а папа - полностью носителем испанского же менталитета, я бы всерьез сама об этом думала для своих детей. Но мне кажется, хоумскулинг все-таки имеет свои сильные и слабые стороны, и слабые тоже надо учитывать.
Reply
Reply
Но самый ценный опыт общения давали летние каникулы в деревне у бабушек. Там стихийно формировались группы детей, самовыдвигались лидеры, формировались правила и кодексы. И все пространство в нескольких километрах вокруг населенного пункта было исследовано вдоль и поперек: речка, лес, животноводческие фермы (мы туда помогать навязывались), пастбища, по которым шли часами и говорили наперебой, колхозные фруктовые сады, мастерские ... :)
Reply
Да, конечно, мой хоумскулер всегда испытывает жажду общения со сверстниками (они ж либо за школьной изгородью находятся, либо дома после школы "отдыхают" опять же "заточенные"родителями на своих участках либо у экрана ). Но до чего же совершенно на ином качественном уровне это общение проходит, когда случается: дети сами выбирают себе занятие, сами распределяют роли, сами инициативно вносят свой вклад в совместную дятельность. Кстати, не только с ровесниками. Иногда с ребятами постарше, с малышами часто. Мне кажется, что именно заключение в школьной группе и обедняет ребенка в социальном плане, в плане разновозрастного общения, общения неспешного и размеренного, общения созидательного. А уж о самостоятельном общении с посторонними взрослыми - это точно не для школьников. У них там, за забором, только учительский состав, обслуживающий персонал и все это, как правило, женщины.
Чего уж точно не умеет школьник - быть в одиночестве и одновременно весело проводить время (по-моему, это отправная точка социализации, когда человек прежде всего может научиться довольствоваться и ценить свое собственное "общество") не прибегая ни к каким современным электронным гаджетам.
Родители тоже до того привыкли к тому, что дети должны быть всегда под присмотром, что отойти от дома более чем на полсотни метров мальчишке 6 с половиной лет строго запрещается. А у ребенка настолько развито послушание, что здоровый исследовательский интерес, который испокон веков толкает мальчишек на поиски приключений, полностью придавлен этой добродетелью. (Это из подслушанного разговора Виктора с соседом, к которому на выходные еще два друга приезжали. Наш "Том Сойер" их на вылазку зазывал, совсем рядышком, а те не могли ослушаться.)
Все это мои собственные наблюдения за тем, как здесь у нас идет этот процесс(мы тоже в деревне живем).
У нас, конечно, с папой проще - он француз, носитель культуры и менталитета, хотя я с детьми только по-русски разговариваю и занимаюсь тоже по-русски.
Reply
Насчет общения со сверстниками... общение разновозрастное - в школьном дворе дети от 3 до 11 лет, их правда делят по возрастам, чтобы взрослые мамонтята не сбивали с ног трехлеток, но если ты просто тихо хочешь поиграть со своим другом постарше или помладше, тебя запросто пускают на "чужую" территорию (у Давида все друзья - 9-10 летние, кроме одного ровесника, Нико; а у Нико, наоборот, есть сестра на год младше и много друзей оттуда, из младшей группы - то есть мальчишки ходят и туда, и туда). Перемена большая - час, в общем-то у нас не каждый день получается собраться во дворе на столько времени.
Насчет детей под присмотром - ох, я сама над этим смеялась, пока Давида чуть не увел год назад какой-то неадекватный дядька у меня из-под носа прямо в магазине ( http://al-magerit.livejournal.com/24968.html ). Да, мне тоже кажется, что дети под постоянным присмотром - это не здорово, но сама теперь боюсь. Слава Богу, у нас есть общий двор, где можно хоть на велосипеде покататься с соседскими мальчишками (не очень просторно, но все же хватает разогнаться). Думаю, в следующем году переступим страх и Давида начнем отправлять одного в школу, но - учитывая эту самую историю - я теперь дергаюсь, честно говоря.
Ну, а насчет одиночества и проведения времени - у Давида точно проблем нет, и даже у Дарика уже проблем с этим нет (ну, с поправкой на возраст, естесс, Дарик находится в той же комнате, что и мы - просто занимать себя может сам и приходить к маме с "сообщениями", а не с "развлеки меня"). Это, мне кажется, такой же формируемый навык, как многие другие. Когда маленький ребенок явно мается, в виде игры несколько раз предложить ему "а у кого лучше идея - что можно поделать одному интересного?" иногда направить, дать задание, иногда напрямую подсунуть интересный объект для изучения... И естественно, не вмешиваться в творческие процессы, когда они не требуют вмешательства взрослого. И будет к 5-6 годам вполне способный к автономии человек :).
Мне просто кажется, что основная проблема школьных детей - не в том, что школа плоха, а в том, что родители снимают с себя ответственность и перекладывают ее на школу. Там же учат! там же воспитывают! там же ребенок общается! Значит, можно расслабиться. А на самом деле, если ты с ребенком полдня - то и общение должно быть в два раза качественнее. Собственно, это другая сторона того, о чем я и говорила в этом посте: не думать, что просто присутствие твое достаточно, перебирать, размышлять, искать, какие у ребенка потребности в развитии, в его психологическом и физическом статусе, что он хочет, что ему интересно... Тогда и будет щассье. Независимо от хоум или не хоум :).
Reply
За всю Францию тоже не скажу, а в нашей деревушке - традиционная школа в "наилучших" традициях: "Виктор, ты должен выполнить это задание, иначе - ты будешь наказан". Это было сказано мальчишке, который никогда не делает ничего под принуждением, тем более если задание исходит из уст едва знакомого ему человека. В общем, в школе он продержался не долго и поставил на этом деле крест. Даже такое желанное общение, которое ему могли бы предоставить перемены между уроками , его никак не прельщает.
Ваша же школа оставляет самые приятные впечатления. Бесспорно, в таких учебных заведениях отрицательные стороны централизованного обучения минимизированы. Было бы интересно почитать подробнее, например, в стиле "один день из жизни школьника". :)
Занятия такие серьезные у Давида. И вообще ловлю себя на мысли, что воспринимаю его года на 2 старше его реального возраста.
-- пока Давида чуть не увел год назад какой-то неадекватный дядька у меня из-под носа прямо в магазине --
Да, я читала, Саша, жуткая история. Мы с таким не сталкивались, но трясусь я каждый день не меньше. Виктор уже не только сам за ворота на прогулки отпрашивается, еще и Риночку за собой тянет. Отпускаю, а сама "дергаюсь" пока не вернуться. Однажды их долго не было. Пошла искать. Вижу, лежат на тротуаре, что-то рассматривают... Или на совместных прогулках. Если Виктор на велосипеде, всегда вырвется вперед, потом стоит и ждет нас. Сколько раз издалека замечала, как возле него машины останавливаются: почему один, где твоя мама.
-- мне кажется, такой же формируемый навык --
я по другому об этом думаю. Это изначально есть в каждом, но вот проявится ли? Будут ли условия жизни и развития, в которых пребывает ребенок, этому способствовать?
-- не думать, что просто присутствие твое достаточно, перебирать, размышлять, искать --
мне кажется это и есть тот уровень самого качественного внимания, когда просто присутствия родителя достаточно, вернее возможность к нему обратиться в любой момент,когда возникнет необходимость. Тогда свои потребности ребенок сам высказывает или проявляет. И здесь как раз не размышлять и искать нужно, а наблюдать и считывать сигналы.
Reply
Reply
Reply
Наказание в школе тоже есть, но это - за попрание норм со-существования. То есть наказывают за хамство, за вранье, от которого пострадали другие люди, за жестокую драку, за намеренно поломанное имущество, за моббинг. А вот учеба в нормальном месте должна быть (и у нас есть) исключительно на интересе и на честолюбии, имхо. Пристыдить лентяя - да, возможно; поощрить старание - обязательно и внятно. Сообщать родителям, что дитятко не учится - тоже крайне желательно. Но наказывать? брррр. У нас тут оно как-то не принято просто.
Reply
Reply
Конкретно с тем ребенком была еще другая проблема, кроме того что его просто натаскивали на учебу, впихивая в него знания и давая понять, что энциклопедическая эрудиция для человека - единственный способ вообще в обществе найти себя (что, понятное дело, вранье). Настоящая беда в том, что при этом его постоянно опекали, показывая, что он маленький и слабый, и одновременно гордились им неимоверно, утверждая, что он - гениальный, а все вокруг - серое быдло. Сейчас "детке" 10 лет, учиться категорически не хочет, съехал на двойки-тройки, в поведении его швыряет от наглости и "нарываться" до хныкать и жаловаться учителю. Детей он злил, т.к. мог, например, сделать пакость просто за то, что другой ребенок хорошо выступил или получил хорошую оценку. В классе постоянно велась работа на тему "моббинг это плохо" и "не бейте Нико". С этого семестра он переведен в другую школу ("здесь дети злые, а вот там его оценят!") и там, по слухам, продолжается то же самое, увы.
Reply
Leave a comment