Голливудское мифотворчество: «Операция «Арго»»

May 21, 2013 02:16


- А этот сценарий?
- Вестерны уже давно никто не снимает.
- Это про Трою!
- Там есть лошади, значит - это вестерн!
«Операция «Арго»»

Наконец дошли руки до просмотра лучшего фильма (по мнению «Американской киноакадемии») прошлого года «Операция «Арго»». В очередной раз люто позавидовал американскому умению вести высококлассную пропаганду Америки и американского, и посожалел, что у нас такого не делают, хоть фактуры и навалом. Причём, фактуры такой, которую не надо будет «натягивать на глобус», чтоб добавить героизма и усилить собственную роль в событиях, как это сделали режиссёр Бен Аффлек и его продюсеры.




Традиционно картина начинается со строчки «Фильм основан на реальных событиях» и он действительно основан на реальных событиях - на очень красивой операции властей и спецслужб Канады и США, когда в 1979 году из революционного Ирана удалось «без шума и пыли» © вывезти шесть американских дипломатов, за которыми охотились Стражи Исламской революции, контрразведка, военные, ополченцы и ещё добрая часть населения Ирана под недремлющим оком аятоллы Хомейни. Основной риск взяли на себя канадцы - шестерым американским дипломатам, которым удалось сбежать из посольства во время его штурма разъяренными сторонниками Исламской революции, удалось найти убежище в посольстве Канады. Вообще-то их сбежало больше, но на выходе они разделились, поскольку одна группа была твердо уверена, что «Арматурный там», а вторая им не менее уверенно отвечала: «Да какой же это арматурный, это слесарный!» © В итоге, одни пошли не туда и оказались в бочке с цементом руках революцьёнеров, которые их вернули обратно в посольство, присоединив к заложникам. Вёл этих «джентльменов удачи» Генеральный консул, который, как показали события, отлично ориентировался в городе пребывания. Те, которые пошли правильно, так-то пошли в британское представительство, рассчитывая на англосаксонскую солидарность, но то ли в посольстве Великобритании местов не оказалось, то ли там не сильно гостей ждали, так что, в итоге, беглые янки нашли приют у канадцев. А те ребята с севера, гостеприимные. В гостях пришлось подзадержаться на целых 79 дней. Может гостили бы и дальше, но и честь пора было знать, и искать их продолжали, да и канадцы собрались закрывать своё посольство и сматываться на родину от греха подальше.

Всё то время пока дипломаты шкерились в канадском посольстве, разрабатывались планы по их вывозу из страны. Главную роль в операции спасения сыграли посол Канады в Иране Кен Тейлор и канадский иммиграционный чиновник Джон Шердаун, которые не только укрывали беглецов (несложно догадаться - что бы с ними сделали «революционные массы», если бы это обнаружилось), но и подняли на ноги правительство своей страны, которое немедленно оказало им поддержку - организовало канадские паспорта и связалось с ЦРУ. В историю спецслужб та операция так и вошла под названием «Канадская хитрость» (Canadian Caper). Но, понятно, что если фильм голливудский и там (см. эпиграф) есть лошади американцы, то они и будут героями.

Дальше, в общем, сходство с реальными событиями начинает заканчиваться. Слава Богу, что хоть не забыли Тони Мендеса. Правда, сделали его Беном Аффлеком (тогда, как Мендес имеет мексиканские корни и выглядит соответствующе), но хоть не забыли. Тони Мендес - легенда спецслужб, прослуживший в ЦРУ 25 лет и награждённый «Звездой разведки» - одной из высших наград для американского разведчика. Чаще такой наградой удостаивают посмертно. Бывает, что и из «политических соображений», как сбитого под Свердловском Гэри Пауэрса (этому тоже - посмертно, в рамках мифотворчества). Мендес - один из немногих, кто получил награду при жизни.

Тони Мендес начинал в ЦРУ как художник-график. Ну, там, наглядную агитацию нарисовать, стенгазету... А затем стал лучшим специалистом по созданию фальшивых документов, гриму, маскировке и, главное, эксфильтрации - т.е. тайному вывозу людей с опасной территории. Чаще всего - засветившихся агентов. В общем, был Тони не просто кабинетным шпионом, а оперативником самого высокого класса. Настолько, что стал одним из 50 лучших оперативников ЦРУ за всю историю этой структуры.



Хитрый Антонио Мендес

Работал Мендес исключительно тонко, красиво и рискованно. Это, как раз, тот враг, которого есть за что уважать.Почему враг? Так Тони успел отметиться и у нас, когда в 1980-е он вывез из СССР предателя, «майора Леонова» и его жену, и это, как ни горько признавать, было красиво...

- Это была сложная операция, некоторые детали которой можно теперь раскрыть. В ту пору у ЦРУ был свой агент в 16-м Управлении КГБ, назовем его, скажем, «майор Петр Леонов». К весне 1989 года тучи над ним сгустились, и было решено вывезти его из страны. Отправной точкой и был избран Кремлевский дворец съездов. Он был близок к центру подземной операции, и там было легче затеряться в толпе.

- Расскажите, как именно все происходило.

- Все началось с небольшого «представления». В антракте балета «Леонов», его супруга, несколько наших сотрудников и сотрудниц заглянули в туалеты. Когда они вышли, двое наших выглядели точь-в-точь, как чета «Леоновых». Они заняли их места в партере, чем окончательно сбили с толку следовавшую по пятам службу наружного наблюдения.

- А что же случилось с «Леоновыми»?

- Они были неотличимы от официантов, разносивших шампанское. Потом улучили момент и нырнули в служебный лифт. «Леонов» знал систему коммуникаций. Ему не составило труда пробраться в тоннель. Там он встретился с нашим «ниндзей» и указал ему кабель, на который следовало установить наше ухо - устройство, перехватывающее сообщения. Через несколько часов они выбрались наружу в районе Московского зоопарка. А еще через несколько дней чета «Леоновых» плыла на пароме, отчалившем из столицы одного из прибалтийских государств. (КП)

Мендес не любил «чёрных эксфильтраций». Т.е., таких, когда человека запаковывают в какой-нибудь чемодан или, как предателя Гордиевского, в багажник дипломатического автомобиля. Он действительно был художником в своём деле и вывозил людей открыто, изменив им внешность, документы, создав легенду. Так он вывез и американских дипломатов из Ирана, для чего была разыграна грандиозная мистификация с несуществующими съемками несуществующего фильма.

Когда Мендеса подключили к операции, он решил вывезти дипломатов под видом киногруппы, которая, якобы, искала натуру для съемок фантастического фильма «Арго» по роману Роджера Желязны. В Голливуде открыли офис несуществующей кинокомпании Studio Six, в газетах и журналах печатали анонсы будущей картины, приглашали на кастинг актёров, написали предварительный сценарий фильма, выпустили постеры - создали иллюзию бурно работающей компании.



Постер несуществующего фильма «Арго»

Всё было настолько достоверно, что купился даже Голливуд и сам Спилберг, выразивший интерес к участию в съемках. Затем Мендес с помощником вылетел в Иран и, несмотря на то, что иранская контрразведка начала что-то подозревать, вывез сидельцев в Цюрих.

Не было в этой операции ни идиотского выезда на базар Тегерана, как показали в фильме (они бы ещё в штаб Корпуса Стражей Исламской революции наведались), ни погони стражей за взлетающим самолётом, а была тайная виртуозная работа, закончившаяся отличным результатом.

Но для голливудского кино снять подлинную историю операции было бы невозможным. Если бы всё показали, как оно было, то два часа экранного времени массовый зритель бы не выдержал - заснули бы всем кинозалом. И, к сожалению, как сказала критик из «Вашингтон Пост»: «То, что начиналось, как «Хвост виляет собакой», закончилось, как очередная «Миссия невыполнима»». А жаль - мог бы получиться отличный фильм про мастерские манипуляции. Но - зато отхватили «Оскара» в номинации «Лучший фильм». Опять же, как не дать награду, когда американцы в очередной раз такие молодцы? Несколько подпортил обедню экс-президент Джимми Картер (в президенство которого и произошли эти события), заявив прессе: «90 % вклада в идею и в доведение операции до конца принадлежит канадским спецслужбам». Да ещё и отметил, что что главным героем был канадский посол Кен Тейлор, а вовсе не Тони Мендес. Дедушка старый, ему всё равно...

А американцы, когда взяли дело в свои руки, таки отличились по полной. Решив в апреле 1980-го провести военную операцию по освобождению 52 заложников оставшихся в посольстве, попёрли буром, как привыкли. Место в иранской пустыне, для базы, откуда планировался рейд на штурм посольства, выбрали, видимо, по глобусу, потому что по прибытию на место вертолётов со штурмовой группой, приятно удивились оживленному шоссе, которое проходило рядом. Бравых спецназеров, разумеется, сразу же увидели из проезжавших машин. Решив, что теперь-то уже чего глазки пучить? - рейнджеры заблокировали движение и ещё и взорвали проезжавший мимо иранский бензовоз. (Ну, а как без спецэффектов? Аффлек, скажи!) Потом выяснилось, что у одного из вертолётов оказалась неисправной гидравлика, а оставшихся «вертушек» для операции не хватает. (Ну, а зачем брать резервную машину? Что может случиться с лучшим в мире американским вертолётом?) Потому решили дозаправиться и валить. При дозаправке один из вертолётов врезался в топливозаправщик - огромную летающую канистру EC-130E Hercules. Это тебе не иранский бензовоз - тут горело куда как задорней, а потому - четыре трупа возле танка восемь трупов, оба экипажа. В итоге, героические воены бросили пять почти неповрежденных вертолётов, секретные документы и тела погибших, которые с благодарностью захватила иранская армия. Ну, насчёт жмуров не уверен, что с благодарностью, но вот документы и вертолёты - несомненно. Две штуки до сих пор у них летают. Зато - какое название миссии было... «Орлиный коготь»! Столкновение вертолёта с самолётом заправщиком, кстати, по мнению нашей разведки случилось по причине игнорирования погодных условий в районе высадки - не учли, что в пустыне пыльно бывает, вертолет поднял пыль и ага. Но про эту операцию Аффлек кино снимать не станет. А если и снимет, то «Оскара» ему точно не дадут.

Ну, а так-то - кино годное и правильное с точки зрения пропаганды. Даже пояснили - почему канадцам лавры спасителей тогда достались - ЦРУ, дескать, оказалось очень скромным и не пожелало, чтобы про его участие узнали. Вот и отдали Канаде всю славу. Молодцы, чо...

Между прочим, в те же самые годы исламские революционеры напали и на советское посольство. Вот чего про это у нас кино не сняли? Нужен главный герой? Так он есть! Резидентом в Тегеране тогда был будущий начальник Внешней разведки СССР Леонид Владимирович Шебаршин, великий разведчик. Показать, как он Стражей приёмами самбо (да, можно и дзюдо) раскидывает, как на минарет с Калашом лезет, как спасает советских граждан от разъяренных толп. Нам тоже героическое кино нужно. И новая мифология не помешает совсем.

Изображения:
napishi-kino.com
wikimedia.org
www.washingtontimes.com

дезинформация, ЦРУ, контрразведка, Александр Кузин, кино, активные мероприятия, Иран, фальсификации, пропаганда, разведка, общественное мнение, фейк, манипуляции, СВР

Previous post Next post
Up