Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы

Jan 29, 2013 14:22



Полезное исследование для тех, чьи профессиональные интересы связаны с социальными сетями, Интернетом вообще и людьми в Интернете в частности. Например, для специалистов Конкурентной разведки и, особенно, Информационных войн.

Социальные медиа в России отличаются от своих западных аналогов - аудитория, контент, основные площадки для дискуссий и многое другое у нас совершенно «своё». И западные тренды частенько не просто запаздывают, но и вовсе обходят рунет стороной. Мы решили поделиться с вами нашим видением отечественных социальных медиа и их трендов.

По данным ФОМ на осень 2012 г. 52% населения России старше 18 лет пользуются интернетом (61,1 млн человек)

Проникновение интернета в российских городах «стотысячниках» составило 60-70% для взрослого населения, что вполне сравнимо с 70-80% в Великобритании и Соединенных Штатах.

Россия является шестой страной в мире по количеству пользователей всемирной сети, причем треть из них предпочитает мобильный Интернет.

При этом неуклонно растёт влияние социальных медиа на жителей рунета: по данным ВЦИОМ в 2012 г. 82% пользователей интернета имеет хотя бы один аккаунт в социальной сети, против  53% в 2010г.

Самыми популярными социальными сетями являются:
  • «Одноклассники» - 73% пользователей интернета
  • «Вконтакте» - 62%
  • «Мой мир» - 31%
  • «Facebook» - 18%
  • «Twitter» - 9%.



Twitter - самая динамично растущая сеть. Число Твиттерян выросло с 2% до 9% за 2 года, тогда как большинство остальных социальных медиа остаются примерно на одном уровне последние пару лет.

Возраст 50% жителей социальных медиа - от 18 до 35 лет, при этом примерно равно число пользователей 18-24х лет и 25-35ти лет. Исключение составляют Facebook и Twitter - пользователей от 25 до 35 лет в этих сетях 39 и 38 процентов соответственно.

По данным ComScore на апрель 2012 года, российские интернет-пользователи проводят в социальных сетях 12,8 часов в месяц. Больше всего времени люди проводят Вконтакте и на Одноклассниках - 35 и 24 минуты в месяц соответственно. А третье место занимает YouTube - около 10 минут в месяц.

Несмотря на прошедшие в 2012 году войны «черного пиара» и усилившуюся активность партизанского маркетинга, люди по прежнему верят отзывам в социальных сетях. Более того, число пользователей, ориентирующихся на отзывы и рекомендации даже не знакомых им людей в рунете растёт.

По данным ФОМ, 58% интернет-пользователей прислушивается к онлайн-отзывам и рекомендациям других людей.

Данные ВЦИОМ на этот счёт ещё оптимистичнее: порядка 62% пользователей доверяют отзывам в социальных сетях, 47% верят советам на форумах и в блогах и 48% ориентируются при выборе на отзывы на сайтах.

Мне сразу вспоминается такая картинка:






Отсюда первый тренд-2013: партизанский маркетинг продолжит процветать, а на работу с негативом будет тратиться всё больше ресурсов.

Однако, данных по количеству зарегистрированных в социальных сетях пользователей, недостаточно для выявления трендов социальных медиа в России. Все мы знаем, сколько «памятников» неудачным SMM-проектам, пабликов и блогов появилось в сетях в последние несколько лет. Вполне возможно, что такая же картина справедлива и для пользовательских аккаунтов.

Посмотрим, как изменилась активность и поведение пользователей за последнее время.

За несколько месяцев существования, система Brand Analytics накопила более одного миллиарда сообщений пользователей российских социальных медиа. В день в русскоязычных социальных медиа публикуется около семи миллионов постов, сообщений и комментариев. В месяц это порядка 200 миллионов. Более подробный анализ проведём по площадкам, с максимальной долей пользовательского контента:

Между источниками, соотношение по количеству ежедневных сообщений примерно следующее (только публичные сообщения, приватные беседы не учитываются):
  • Вконтакте: 2,2 млн. сообщений
  • Твиттер: 4,5 млн. сообщений
  • LiveJournal: 160 тысяч сообщений

Среднее количество авторов, публикующих сообщения в социальных медиа, ежедневно (учитываются как авторы постов, так и авторы комментариев):
  • Вконтакте: 1,2 млн.  уникальных авторов
  • Твиттер: 590 тысяч уникальных авторов
  • LiveJournal: 27 тысяч уникальных авторов

Таким образом, на одного автора Вконтакте приходится в среднем порядка двух сообщений, в ЖЖ около 6, а в Твиттере 7-8 сообщений в день.




Если же посмотреть на ежемесячное количество сообщений в каждой из социальных сетей, то основной рост, как и в статистике с количеством аккаунтов, наблюдается у Твиттера. Рост количества сообщений в месяц, в миллионах, выглядит следующим образом:




Рост Твиттера и доли его влияния - это второй тренд, на который мы бы хотели обратить ваше внимание. Несмотря на то, что Твиттер во многом остаётся площадкой для избранных, рейтинговые и авторитетные твиттеряне практически не сдают своих позиций, количество аккаунтов и поток сообщений Твиттера будет расти весь следующий год. На этот тренд существенное влияние оказывает и тенденция к интеграции между различными социальными медиа, например, можно настроить автоматическую публикацию в Твиттер своих постов из ЖЖ.

Несмотря на растущую популярность Твиттера в России, незабвенным местом для дискуссий в рунете остается Вконтакт. Например, возвращаясь к анализу кейса «Голос», можно увидеть, что во время эфира Вконтакт постят практически такое же количество сообщений с мнениями о теле-проекте и его участниках, как и в Твиттер. И это исключительно российский тренд: на западе основная масса потока сообщений «социального телевидения» сосредоточена в Твиттере. Более того, этот тренд лоббирует и сам Вконтакт, переходя от поиска одноклассников к площадке для дискуссий.

Количество сообщений Вконтакте так же растёт, хотя самих сообщений намного меньше, чем в Твиттере. Данные с октября по январь (прогноз), в миллионах сообщений:




Интересная картина наблюдается в LiveJournal: за последние 3 года по данным TNS Web Index, количество пользователей, имеющих аккаунты в ЖЖ упало с 9 до 5%, что на первый взгляд выглядит пугающе, особенно на фоне общего роста социальных медиа. Но количество посетителей живого журнала стабильно, а в некоторые периоды заметно и увеличение их числа:




Так что ничто не предвещает смерть блогосферы. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к профессионализации блогов. Живых и популярных блогов по прежнему тысячи, более того, топовые блоги успешно монетизируются, а по контенту и размеру аудитории становятся все больше похожи на крупные интернет-СМИ. Этому способствует и политика ЖЖ, которая в прошедшем году претерпела существенные изменения - послы ЖЖ появились во многих городах России, чрезвычайной популярностью пользуются «школы блоггеров». На фоне тенденций социализации интернет-СМИ и прихода в Россию тренда социального телевидения, повышения уровня доверия пользователей к информации, полученной в интернете, можно говорить о том, что этот достаточно устойчивый на протяжении последних лет тренд, не покинет нас и в 2013 году.

Коротко о главном:
  • Социальные медиа в России и их влияние продолжают расти, проникая всё глубже в регионы
  • Самая динамично растущая и активная сеть - Твиттер
  • Вконтакте становится не только сетью для друзей, превращаясь в медийно-развлекательный портал и площадку для дискуссий
  • Живой Журнал при сокращении пользователей, наращивает авторитет и становится всё больше похож интернет-СМИ
  • При этом, интернет-СМИ всё больше становятся похожи на социальные сети
  • Любовь пользователей к социальным медиа не утихает, а значит и Social Media Marketing не будет сдавать позиций
PS: В процессе подготовки статьи мне встретилось интересное западное исследование. Одним из главных трендов 2013 года, эксперты считают мониторинг и анализ социальных медиа, и прогнозирование долгосрочных последствий на их основе. Мы видим, что этот тренд уже подтверждается и в России.

Источник: Brand Analуtics

социальные медиа, Интернет-разведка, аналитика, конкурентная разведка, социальные сети, мониторинг Интернет, тренды, мониторинг, деловая разведка, Интернет, информационно-аналитическая работа, Александр Кузин, прогнозы, бизнес-разведка, информационное воздействие, информационные войны, информационно-психологическое воздействи, коммерческая разведка

Previous post Next post
Up