Когда, несколько лет назад, мы с моим другом и коллегой
Евгением Ющуком начали писать и говорить о том, что политикам и чиновникам (государству, в общем) пора бы уже начинать рассматривать Интернет, как поле активной деятельности, влияние которого с годами будет только увеличиваться, а игнорировать угрозы и возможности таящиеся в Интернете - недальновидно, как минимум, то большого интереса властных структур не было. Так, отдельные, особо прогрессивные представители госвласти проявляли небольшое любопытство и не более. В итоге, ко многим крайне неприятным вещам, которые разворачивались в Глобальной Сети (как, к примеру, информационная война 08.08.08) государство оказалось просто не готовым. Не было ни понимания особенностей, ни специалистов, ни выстроенной системы, ни стратегии действий. Спасибо, что тогда, во время войны с Грузией, сограждане не оставили свою страну на поругание иноземным инфовориорам и, побырому сколотив отряды виртуального ополчения, наваляли вражинам. Пусть и не везде и не с разгромным счетом, но, в целом, достойно выступили. В нашей истории - это не редкость - пока власть в носу ковыряется, народ со вздохом выдергивает из колоды топор и идет объяснять очередному врагу, что тот был сильно неправ...
Потом государство стало с недовольством замечать, что и на «внутреннем фронте» как-то не все так красиво, как хотелось бы. И если в большинстве СМИ у государства все было вполне кучеряво, то в Интернете все оказывалось ровно наоборот - критика, негатив, подробная информация о ворах и жуликах при власти и прочие всякие непотребности. Наряду с этим повылазили общественные лидеры, которые реально стали собирать вокруг себя массы сторонников, а Интернет стал не только распространителем вредных (с точки зрения власть имущих) идей, но и неплохим организационным ресурсом, способным собирать и координировать значительные людские массы на огромных территориях. И это при том, что традиционные СМИ, с помощью которых власть уже давно научилась худо-бедно формировать общественное мнение и управлять массами, устойчиво теряют аудиторию, тогда как Интернет (особенно социальные сети) аудиторию стабильно наращивают.
Тут, как-то, неповоротливая госмашина помаленьку зашевелилась - к нам за консультациями стали обращаться представители госсектора, статьи начали публиковать в толстых
альманахах для госструктур, они же начали заказывать исследования Интернета, даже представители спецслужб просили научить некоторым важным для них вещам и т.п.
Это я не кому, что мы в этой теме были единственными умными и прозорливыми, а к тому, что на себе всегда лучше ощущаешь тенденции и их изменения. И другие были и есть, конечно же. В том числе и в этих самых госструктурах. Были, и не раз, разговоры с чиновниками довольно высокого уровня, которые говорили: «Чего вы вот это все не предложите туда (и многозначительно закатывали глаза вверх)? Мы тут сидим, не знаем что со всеми этими наездами делать!» Предлагали, было дело, никому не интересно. Тут же особо не попилишь, тут реальная работа, а это как-то скучно. Опять же, Система чужих не любит, отторгает. Или пытается сделать своими, что уже нам не надо. Так вот мирно и разошлись - нам вовнутрь на хрен не надо, им не надо ничего снаружи. Потоптались на пороге, да разошлись. Они - жрать друг друга за место у кормушки, мы - работать с бизнесом, где все честней и понятней - единоначалие, общая устремленность к цели и отсутствие «кураторов», чьи заслуги укладываются ровно в одну строку: «Член партии с 1905 года».
Но, чего там во взаимоотношениях государства и Интернета происходит - присматривать не прекратили - интересно же. И, похоже, все же произошли некоторые события, после которых государству по настоящему вставило и заставило заняться Интернетом вплотную. Не, это, разумеется, не грозно сдвинутые бровки нашего президента и его требования «всем чиновникам немедленно идти в Сеть и начинать налаживать коммуникации» - это все чиновники имели в виду, а события, которые продемонстрировали антиправительственные возможности Интернета в полный рост - Тунис, Египет и т.д. Тут, видать, и пробрало. Если до этого «рулить Интернетами» отдавали на откуп каким-то клоунам, что ярко свидетельствует о наплевательском отношении к вопросу, то нынче власти стали проявлять явный интерес не только к тому, чтобы создать какой-нибудь «Комитет по информационной политике», чтобы нужному человеку дать его возглавить и тому обидно не было, а начали относиться уже более-менее по взрослому - осознали необходимость эффективного
автоматизированного мониторинга Интернета и необходимости изучения зарубежного опыта по правовому регулированию Глобальной Сети.
Правительство РФ на сайте госзакупок разместило заказ на исследование зарубежного опыта регулирования интернета. Информация по контракту была обнародована 14 апреля 2011 года.
Стоимость контракта - 973 тысячи рублей, отчет должен быть готов к 1 ноября 2011 года. Согласно техническому заданию, авторы исследования должны проанализировать и выявить особенности правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности в США, Великобритании, Франции, Германии, Китае, Канаде, Казахстане и Белоруссии.
В отчете следует определить круг информации, за размещение которой наступает юридическая ответственность, и выяснить, какие действия рассматриваются как правонарушение при размещении информации в интернете. Кроме того, нужно ответить на вопрос о том, установлено ли в соответствующих странах право блокирования сайтов или приостановки доступа к ним, кому предоставлено такое право и на каких условиях.
Правительство также желает знать, как закрывать в национальном сегменте интернета сайты, содержащие информацию, распространение которой запрещено национальным законодательством, в том числе в интересах обеспечения информационной безопасности, и как блокировать доступ к таким сайтам, находящимся за рубежом.
Наконец, авторам отчета следует определить, на кого возлагается ответственность за содержание размещаемой в интернете информации и характер этой ответственности. (
Lenta.ru)
Сведения о тендере.
Изображение:
brickhousesecurity.com