С середины 30-х по середину 70-х годов XX века в США действовала чудная в своей демократичности организация - House Un-American Activities Committee («Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности»). Комиссия палаты представителей Конгресса США, появившаяся в 1934-м, в 1938 году получила статус временной, в 1946-м - постоянной, а в 1969-м была переименована в «Комиссию по внутренней безопасности». Un-American, в юридическом понимании этого термина, означало, что какая-то деятельность на территории США финансируется извне, из-за рубежа.
К 50-м годам прошлого столетия Комиссия развернулась на всю катушку. Любого, кого начинали подозревать в антиамериканизме, который, чаще всего, заключался в симпатиях к СССР, коммунистическому движению, да и просто в левых взглядах, ждали серьезные преследования. Наиболее известно о так называемом
«черном списке Голливуда», что вполне объяснимо - попавшие в тот список были людьми публичными и все, что происходило с ними и вокруг них - немедленно становилось достоянием общественности. Да и для «комитетчиков» такие фигуры были выгодны - дела получались резонансными и члены «антиамериканской комиссии» получали то, что мы сейчас привычно называем «пиаром».
25 ноября 1947 года десять американских кинематографистов отказались давать показания Комиссии и, в итоге, отправились в тюрьму - на сроки от полугода до года. (
«Hollywood Ten». ©2010 Encyclopædia Britannica)
В июне 1950 года три бывших агента ФБР и телевизионный продюсер, Винсент Харнетт, придерживавшийся правых взглядов, опубликовали список
Red Channels, содержавший 151 фамилию. Это были режиссеры, писатели, актеры, которые, по словам авторов списка, были членами подрывных организаций. Попавшие в Red Channels, практически не могли найти работу, многие распрощались с карьерой в кинобизнесе.
Настоящий рассвет преследований и истерии вокруг «красных агентов» в США, который пришелся на 1950-е, связан с деятельностью Постоянного подкомитета по расследованиям Сената США, который возглавил сенатор Джозеф Маккарти, опубликовавший свой знаменитый «список неблагонадежных».
Этот подкомитет, работавший параллельно с «Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности», прославился идеологическими чистками такого накала, что подозреваемые в антиамериканской деятельности, бывало, предпочитали покончить жизнь самоубийством, чем предстать перед сенаторами. Так, не смог выдержать прессинга маккартизма популярный актер того времени
Филипп Лэб, фигурировавший в списках неблагонадежных. 1 сентября 1955 года он принял смертельную дозу снотворного. Как говорили о покойном: «Он умер от болезни «черный список»».
Примечательно, что «Комиссия Маккарти» носила внесудебный характер, потому такие глупости, как «презумпция невиновности» ее не обременяли - подозреваемый был обязан сам доказывать сенаторам свою невиновность.
К чему я все это? Да, к тому, что в последние дни творится вокруг темы «российских шпионов» и, в частности, вот к этому:
В США действует мощная сеть агентов российского правительства, которые активно пособничают обвиняемым по делу о шпионаже в пользу РФ, считают в американской прокуратуре. Как заявил накануне помощник окружного прокурора США Майкл Фарбиарц, «в Соединенных Штатах есть много агентов российского правительства, которые активно пособничают этому заговору».
Если обвиняемые будут отпущены из-под стражи под залог, российские агенты непременно попытаются организовать для них бегство из страны, предупредил М.Фарбиарц на слушаниях в Нью-Йорке, где рассматривалась дальнейшая мера пресечения для «русских шпионов». (
ПРАВО.RU)
История любит такие игры...
Фото с сайта
Spartacus EducationalРисунок с сайта
kp.by