Адат и Шариат. Статья для журнала "Мусульманка"

Jul 12, 2011 14:13


Эта статья во многом повторяет первую часть статьи про русский Ислам для "Четок", но все же - решила разместить.

Мусульманские просветительские организации стараются развенчать мифы об униженном положении женщины в Исламе. Однако многие из этих усилий обречены на неудачу до тех пор, пока не будет разъяснена терминологическая разница между понятиями «адат» и «Шариат».

Мусульмане выпускают книги и читают лекции о высоком положении женщины согласно Корану и Сунне.

Тем временем, антиисламская пропаганда жонглирует устрашающими историями о том, как в разных уголках исламского мира женщинам отрезают носы, как их обливают кислотой, выдают замуж насильно, унижают их достоинство, избивают. Разумеется, многие из этих историй выдуманы, а гневным обличителям стоит адресовать вопрос: «А судьи кто?» Какое моральное право учить мусульман гуманности имеют те, кто сбрасывает бомбы на головы мирных жителей, преследуя свои меркантильные цели, и отказывает тысячам мусульманок в праве на образование только потому, что они носят платок?

Однако сложность ситуации в том, что далеко не все «исламофобские страшилки» вымышлены.

Да, в ряде ближневосточных стран - вопреки установлениям Шариата - дочерям не оставляют наследства. Их сватают против их воли, а отцы забирают положенный им брачный дар - махр - себе, по сути, продавая их в богатые семьи. Да, иные мужья поколачивают жен и присваивают заработанные ими деньги (если жена работает), а детей в школе учителя бьют палкой за нерадивость в учебе. Да, плачевная статистика обрезания девочек в некоторых африканских государствах также является козырной картой в руках исламофобов - хотя в этих странах не только мусульмане практикуют подобное. Да, в определенных исламских регионах (например, среди афганских пуштунов) женское население тотально безграмотно, а умение читать и писать считается «неприличным» для девочек. Да, некоторые невежественные мужчины-мусульмане убеждены, что единственная миссия женщины в этом мире, помимо рождения детей и удовлетворения потребностей мужа, - до блеска начищать ванну и драить полы с утра до вечера.

Только к Исламу и Шариату все перечисленное не имеет ни малейшего отношения.

Это - адаты: дремучие, темные, мракобесные, уходящие корнями в самое дикое язычество, во времена которого новорожденных девочек закапывали в землю живьем. Эти архаичные обычаи сохранили свою силу, несмотря на прошествие веков и исламизацию.

Что касается предписаний Шариата, то они целиком и полностью отличаются от установлений адата.

Право дочерей на наследство гарантировано в Священном Коране; брак по принуждению, согласно Шариату, считается недействительным, махр является неотъемлемой собственностью невесты, а не ее родителей, избиение жены запрещено, на детей не позволяется даже повышать голос. Любые калечащие операции допустимы лишь в случае крайней необходимости (гангрена, онкология), ибо в хадисах Пророка (с) запрещается наносить ущерб здоровью и отнимать какой-либо орган с потерей функций, изначально присущих телу человека. По Шариату девочки точно так же должны учиться, как и мальчики, поскольку хадис Пророка (с) гласит: «Приобретение знаний - обязанность каждого мусульманина и мусульманки».

Согласно исламским законам, работа по дому и вовсе не входит в обязанности жены, и она даже может потребовать у мужа ее дополнительной оплаты. Мусульманка имеет право работать с разрешения своего супруга, и даже может предварительно оговорить это в брачном контракте, чтобы в будущем избежать неприятных эксцессов и запрета на деятельность вне дома. В таком случае супруг не вправе распоряжаться ее зарплатой, но все равно обязан обеспечивать ее едой, жильем и одеждой не ниже того уровня, на каком ее содержали родители.

Обоснование для каждого из этих законов можно найти в Коране и Сунне, а также в трудах авторитетных мусульманских правоведов, приводящих весомые доводы в пользу данных установлений.

Тем не менее, у стороннего наблюдателя возникает впечатление, что в Исламе гладкая теория расходится с удручающей практикой. Ведь обыденное секулярное сознание воспринимает Ислам как приложение к национальной культуре, как повседневную практику исторически мусульманских народов. Для человека непосвященного Ислам и Шариат - это традиции и обычаи мусульман, их жизненный уклад и практические установки.

Однако все упомянутое имеет отношение к адату, но никак не к Шариату, который противостоит многим из существующих у мусульманских народов обычаев.

При этом Ислам не стремится уничтожить локальные национальные культуры и смешать все этносы в едином плавильном котле, рассматривая многообразие народов и языков как знамение Всевышнего Аллаха: «Из Его знамений - разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом - знамения для тех, кто обладает знанием» (30:22). Целью Ислама является ликвидация вредных противоречащих Шариату адатов и верная расстановка приоритетов в случае с приемлемыми обычаями, в коем случае адат все равно вторичен по отношению к Шариату.

Дело в том, что у адата и Шариата принципиально разные источники легитимности.

Критерий истины с точки зрения Шариата - это Божественное Откровение, тексты Корана и Сунны, а вовсе не обычаи и привычки большинства членов общества. Законы Шариата в их емкой форме выводятся из этих первоисточников исламскими правоведами. При помощи интеллектуальных методик они находят лаконичные формулировки в огромном массиве хадисов, предварительно проверяя их на достоверность, выявляя их лингвистические и терминологические особенности, а также - соотнося их с аятами Корана на соответствующую тематику.

Источник легитимности для адата - традиции предков и общественное мнение, возведенное в ранг священного и непререкаемого авторитета. Его вердикту следуют, не задумываясь, потому, что «так принято» или поскольку «так делали отцы» - при том, что содержание этих адатов может быть совершенно абсурдным и не иметь под собой никакого внятного разумного обоснования. Собственно, и современные люди из «цивилизованных стран» - вроде бы образованные и интеллектуально развитые - находятся во власти этих привитых обществом установок. Разве мы так редко слышим, что носить платок в светском обществе нелепо, неприлично, стыдно - хотя вряд ли мы получим убедительные доводы в пользу этого, прямо скажем, беспочвенного, однако чрезвычайно живучего мнения? Разве многоженство не считают аморальным только потому, что это «дико и не принято»? И разве взвешенные разумные аргументы в его пользу не встречают иррациональный в своей ожесточенности отпор? Особенность навязанного обществом адата заключается в том, что ему и не пытаются найти обоснования. В него верят, причем свято. В Исламе это называется словом «тагут», то есть - идол.

Ориентация на адаты в ущерб Шариату в Коране прямо описывается как позиция язычников. Сегодняшний арабский отец, чье сознание затуманено властью адата, объясняет свое нежелание оставлять дочери наследство примерно так: «Для меня не важно, что по этому поводу написано в Коране. Я не оставлю дочери наследства, потому что ни мой отец, ни мой дед, ни мой прадед не делали этого». Тем самым, он слово в слово повторяет доводы древних арабских язычников, которым посвящен коранический аят: «Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», - они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (2:170)

Впрочем, иногда исламские законоведы принимают во внимание общественное мнение, однако они воспринимают его как вспомогательный инструмент при анализе правовой проблемы, а вовсе не как истина в последней инстанции. Например, в некоторых мазхабах (правовых школах) всякая увеселительная и пустая музыка запрещена, а прочая музыка - дозволена. Факихи отмечают, что критерием различения серьезной и развлекательной музыки может служить общественное мнение.
Хрестоматийным примером непонимания разницы между адатом и Шариатом служат нападки на женщин, которые носят хиджаб строго в соответствии с Сунной - то есть оставляют открытыми только лицо и кисти рук. Многочисленные критики, которые совершенно «не в теме», любят указывать им на то, что во многих исламских странах «так не ходят», попутно демонстрируя фотографии густо накрашенных девушек в платках, сползших на затылок, а также дам в юбках по колено и в символических газовых шарфиках, повязанных назад. Таким образом, адат выдается за «руководство к действию» и за весомый довод для соблюдающей нормы Шариата мусульманки.

Но с точки зрения Шариата такие варианты «полухиджаба» неприемлемы. Вместе с тем, Ислам вовсе не стремится нивелировать национальные предпочтения в выборе цвета, фасона, стиля мусульманской одежды, если ее покрой вписывается в рамки Шариата.

Важно помнить, что не только далекие от исламской традиции люди не улавливают разницы между адатом и Шариатом. К сожалению, даже некоторые практикующие мусульмане порой искренне принимают установления адата за требования Шариата. И только по мере устранения этих предрассудков исламская умма способна обрести былое величие, которое она к настоящему моменту, увы, частично утратила.

адат и Шариат, статьи для "Мусульманки", мусульманка, Ислам, хиджаб

Previous post Next post
Up