Увидел свет десятый номер журнала "Мусульманка". В последнее время в журнале произошли некоторые изменения. Его главным редактором стала Гюльнар Джемаль (жена Гейдара Джемаля), а я вошла в редколлегию, возглавив аналитический отдел.
Мы поставили задачу изменить контент и концепцию журнала.
Предлагаю вашему вниманию одну из моих статей, написанных для этого номера.
Обыденное сознание судит об Исламе по аналогии с другими религиями. Это заводит человека, пытающегося постигнуть суть исламской религии, в тупик. Глубокое понимание того или иного феномена возможно, в том числе, и благодаря точному и правильному определению понятий. Анализ терминов "дин" (им Ислам обозначает сам себя как религию) и "Таухид" (Единобожие) позволит раскрыть специфику Ислама как уникальной религиозной системы мировоззрения, делающей его в корне непохожим на иные сакральные традиции.
Человек, мало знакомый с Исламом, судит о нем по аналогии с другими религиями. Для него Ислам - это просто одна из сакральных традиций, в рамках которой религия понимается как одна из множества иных областей человеческой жизни. Согласно такому подходу, функция Ислама, равно как и любой другой религии, - регулирование отношений человека с Богом в достаточно узкой сфере, традиционно именуемой «сферой духовности» - то есть индивидуальной религиозной практики. Западное секулярное сознание, полностью отделяющее религиозное от социально-политического и юридического, подспудно наделяет религию функцией «успокоительного для души», способа обретения внутреннего равновесия и комфорта в обществе, где уровень потребления и безопасности растет, однако смерть, тем не менее, не перестает быть неизбежной. Для многих современных западных людей религия - это хобби (именно к этой сфере ее относят работодатели, просящие потенциальных сотрудников указать в анкете их увлечения), или, в лучшем случае, атрибут национальной самобытности и культурного наследия, при этом не оказывающий особого влияния на мировоззрение. Так, в сознании сегодняшнего европейца пышные празднования Рождества вполне совместимы с повсеместной регистрацией однополых «браков», и такое сочетание не сочетаемого ничуть не смущает в целом неверующего гражданина.
При этом Ислам как целостная система мировоззрения кажется непонятной и чуждой человеку постхристианской цивилизации, чье сознание предельно эклектично. Ненависть к отдельным атрибутам Ислама вроде хиджаба или коллективного намаза является лишь следствием страха перед принципиально иным способом восприятия реальности. Почему мусульмане считают, что принципы религии имеют отношение к политике, экономике и правовой сфере? Почему многие перемены в жизни мусульманских стран осуществляются под исламскими знаменами? Почему религия в исламском мире не становится элементом фольклора, а продолжает распространять свою власть на важнейшие сферы социальной жизни?
Существует расхожее представление об искусственной исламизации социально-политической сферы, которая воспринимается как феномен 19-20 веков. В связи с этим возник даже особый термин - «исламизм», в который по умолчанию вкладывается негативный смысл. Считается, что мирный и безопасный Ислам существует исключительно в «духовной нише», а все, что выходит за эти узко очерченные пределы, - a priori представляет собой угрозу. Действия провокаторов в разных странах мира, направленные против мирного населения, словно призваны служить иллюстрацией к последнему тезису.
Однако подобное противопоставление Ислама и «исламизма» в корне неверно. Акции террористических групп, взрывающих бомбы в метро, в мечетях и на рынках, противоречат Священному Корану и Сунне Пророка (c). Однако распространение Исламом своего влияния на экономику и социальную сферу вовсе не подразумевает насилия против мирных граждан, и, более того - исключает последнее. Однако тезис о связи Ислама со сферами жизни человека, считающимися «светскими», вовсе не является выдумкой идеологов ближневосточных общественных движений эпохи модерна. Напротив, он коренится в самой природы исламского вероучения, которую можно описать при помощи двух ключевых понятий - «Дин» и «Таухид».
«Дин» - это термин, с помощью которого Ислам идентифицирует сам себя. В переводе с арабского это слово означает «власть», «закон», «подчинение». С точки зрения морфологии оно представляет собой масдар (отглагольное существительное) от глагола «дана», который имеет следующие значения: «подчиняться», «покоряться», «занимать (деньги)», «давать в долг», «судить», «исповедовать», «обвинять», «предавать суду», «признавать виновным», «осуждать», «приговаривать».
Таким образом, данное понятие вбирает в себя и собственно духовные аспекты, связанные с поклонением, и систему смыслов, имеющих отношение к таким сферам, как право и система наказаний, а также политика, власть, суверенитет.
На протяжении всей своей истории исламская богословская мысль была тесно связана со сферой законодательства (Шариат) и правоведения (фикх), регламентирующего не только вопросы ритуальной практики (‘ибадат), но и все аспекты социальной жизни (му‘амалат). В Шариате существует четко прописанная система наказаний за уголовные преступления, которые делятся на три категории: худуд (санкции, четко прописанные в источниках - Коране и Сунне), кисас (наказание за убийство и нанесение увечий, в котором вопросом выбора является воздаяние равным либо выплата компенсаций при согласии родственников жертвы) и та‘зир (наказания за запрещенные Исламом действия, не прописанные в первоисточниках вероучения, а назначаемые правителем мусульман). В Коране и Сунне также упоминаются виды налогов и правила ведения экономической деятельности.
Что касается вопроса о власти, то он напрямую рассматривается в источниках Ислама. В них прописаны как общие морально-этические принципы управления обществом (требование справедливости, в том числе и социальной, защита угнетенных и обездоленных), так и конкретные нормы, касающиеся вопросов власти и подчинении (эти предписания касаются военной политики, положения иноконфессиональных общин в системе исламского государства и т.д.). Основные споры последователей разных направлений в Исламе прямо или косвенно касались вопроса о суверенитете и легитимности. Различные богословские и философские школы в Исламе затрагивали тему политики и власти в открытой либо завуалированной форме. Кроме того, философия и теология порой становилась орудием в руках государства либо тех или иных политических групп, пытавшихся отстоять свои интересы в системе Халифата.
Таким образом, Ислам как Дин - это целостная, тотальная, всеобъемлющая религиозная система, в рамках которой регламентируются все стороны человеческой жизни, даже те, которые принято относить к чисто «светским» областям. Эта особенность Ислама обусловлена не только семантикой понятия «дин». Она проистекает из первого принципа Ислама - Единобожия, которое не следует понимать просто как поклонение одному Богу в чисто арифметическом смысле этого слова. Ведь человек может посвятить свою жизнь поклонению одному-единственному объекту реальности, отличному от Бога в его исламском понимании. Однако от этого данный объект не перестанет быть идолом. Такими идолами могут быть не только камни, деревья, рощи, тотемные животные, являющиеся предметами культа для примитивных племен, живущих на стадии первобытно-общинного строя. У современного человечества не меньше идолов, которым оно служит с не меньшим рвением. Это - деньги, власть, прибыль, материальные блага, «брендовые» вещи, виллы, яхты, дома моды, автомобили, знаменитости. Идолом также может стать природа, нация, раса, государство, корпорация, и даже собственная торговая фирма может превратиться в языческий истукан - известно, что сотрудников многих крупных компаний руководство заставляет придумывать гимны и оды, прославляющие их фирму, и разрабатывать систему ритуалов, смысл которых -поклонение компании как божеству. По своему существу эти гимны и ритуалы мало чем отличаются политеистических практик, бытовавших в Древнем Египте, Греции, Риме.
Зачастую современные идолы еще более своенравны, чем боги архаичных пантеонов, и не терпят никакой конкуренции. Разумеется к исламскому монотеизму подобное псевдоединобожие не имеет ни малейшего отношения, являя собой полную ему противоположность, не совместимую с Исламом.
Из книг по истории и культурологи мы знаем, что древние пантеоны включали в себя большое количество божеств, каждому из которых отводилась своя «сфера ответственности». Однако согласно Исламу, Аллах- Господь всех миров, всего сущего. Соответственно, люди, ограничивающие Его религию областью молитв и славословий, неосознанно воспроизводят языческую логику, согласно которой власть Аллаха объемлющей лишь часть явлений реальности. Последнее предположение противоречит Исламу, содержащему в себе тезис о тотальности власти Аллаха. И именно этой тотальностью и обусловлен всеобъемлющий характер Дина - религии Аллаха, и Его Шариата - закона, регламентирующего все стороны жизни.
Исламское Единобожие - это Таухид. С точки зрения арабской филологии данное слово является масдаром от глагола «уаххада», что означает «объединять», «соединять», «унифицировать», «консолидировать», «исповедовать веру в единого Аллаха»
В основе Таухида лежит представление об одновременной трансцендентности и имманентности Бога. В наиболее лаконичной своей форме оно отражено в 112-й суре «Аль-Ихлас», а подробно раскрывается в других аятах, хадисах и трудах ученых. В Коране говорится: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в геенну униженными". (40:60), "А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я - близок..." ( 2: 186), "Аллаху принадлежит и восток и запад; и куда бы вы ни обратились, там лик Аллаха. Поистине, Аллах объемлющ, ведущий!" (2: 115), «Мы ближе к человеку, чем его яремная вена» (50:16), «Он с тобой, где бы ты ни был» (57:4). Во всех этих аятах делается акцент на имманентности Аллаха. Али ибн Аби Талиб (а) так выразил мысль об одновременной трансцендентности и имманентности Аллаха: «Ни одно место не свободно от Его присутствия, поэтому невозможно познать Его местопребывание (айнийат), и ни один объект не имеет сходства с Ним». Говоря об Аллахе, Али (а) также отметил: «Он недостижим в Своем величии и Властен над каждой вещью».
В хадисах неоднократно озвучивается идея о неподобии атрибутов Творца атрибутам творения, которые принято обозначать теми же прилагательными, что и качества живых существ, и, в частности, людей. Кроме того, в них прослеживается апофатический подход в теологии. Выдающийся иранский исламский ученый XX века Алламе Табатабаи в своей книге «Тайны исламского монотеизма» пишет: «Пророк (с) и Имамы (а) делают акцент на трансцендентности Аллаха, на Его несопоставимости (танзих) с Его созданиями. Мы можем говорить о Боге - хотя только при том условии, что мы основываемся на Его собственных словах, то есть на Коране, - но те выражения, которые мы употребляем, не должны пониматься нами в том же смысле, в каком мы используем эти самые слова по отношению к творениям Аллаха. В то же время сам факт того, что эти термины правомерно употреблять по отношению к Богу, свидетельствует о том, что в определенной степени Он «сопоставим» и «похож» (ташбих) на Свое творение исключительно в том смысле, что Его творение обладает неким «подобием» Ему, поскольку оно было создано Им. В противном случае все слова, которые используются для того, чтобы говорить о Нем, утратят свой смысл, или же каждое станет синонимом другого. Однако это второе измерение Божественной реальности - на которое обращается особое внимание в суфизме - игнорируется в пользу утверждения о Его неподобии Своим творениям».
Хадис Пророка (с) гласит: «Истинно, невозможно описать Создателя иначе, чем посредством того, как Он Сам описал Себя - да и как можно описать Создателя, Которого нельзя познать посредством органов чувств, Которого не может нарисовать наше воображение, Кого невозможно узнать в наших мыслях и Который недостижим для наших взоров? Превыше Он того, что может вообразить представляющий Его себе! Он удален в Своей близости и близок в Своей отдаленности. Он придает (кайаф) всему какой-то (кайфийа) образ, так что о нем нельзя спросить: «Каков (кайф) Он?» Он определяет положение, где (айн) пребывает всякая вещь, так что нельзя спросить о Нем: «Где Он? (айн Аллах?)» .Он разделил качество (кайфийа) и место (айнийа), а потому Он “Один…вечно является Тем, к Кому прибегают”, как Он сам описал Себя. Но пытающиеся описать Его не способны сделать этого. “Не родил Он, и не был рожден, и не был равным Ему ни один”».
Исходя из того, что нами было сказано нами о связи между понятиями «дин» и «таухид», правильное понимание исламского монотеизма закладывает основу для верной трактовки всех аспектов Дина, будь то вопросы вероучения, ритуальные предписания или социальные и правовые установления.