Школа незлословия. Новая статья для № 16 журнала "Мусульманка".

May 27, 2013 23:28


Трудно ли отказать себе в удовольствии посплетничать?



Маленькие радости привычно скрашивают каждодневную жизнь прекрасного пола. Шоппинг, походы по салонам красоты, спа-процедуры, посиделки в кафе, спорт, фитнес, плавание - вот список модных увлечений современной женщины. И при соблюдении ряда несложных условий во всем перечисленном нет ничего предосудительного (разумеется, если это не превращается в смысл жизни). Но есть и другие развлечения, которые с точки зрения Ислама уже не столь безобидны. Одно из них старо, как мир и сама женщина - помыть кости окружающим у них за спиной.

Какое это, право, наслаждение - обсудить соседку, коллегу, знакомую за чашечкой чая! «Разбор наряда на мелкие составляющие» (в исламском варианте - охи и вздохи по поводу каблуков, яркой помады, джинсов, выщипанных бровей и т.п.) - еще не самая захватывающая часть программы. Куда интереснее чужая личная жизнь. Вот уж где простор для скандалов, интриг, расследований!

У некоторых досужих сплетниц собран такой солидный компромат на знакомых, что ему позавидовали бы сотрудники спецслужб: они над чужими досье корпят, потому что работа такая, а эти - по зову сердца, от души. Сколько у кого было мужей и жен, почему развелись, был ли на самом деле никях, где сосед прячет вторую жену, настоящая ли грудь у вон той девушки в розовом хиджабе, кто и где восстанавливал девственность десять раз за пять лет, кто к кому с какими корыстными намерениями сватался, кто к кому приставал, кто тайком сидит на порносайтах, кто какой махр потребовал, платит ли такой-то алименты бывшей жене, какие отношения со свекровью у той-то - сплетница знает достоверно, у нее всюду агентурные сети и источники информации. И это без прослушки и без финансирования!

Вы не поверите, но многие женщины тратят свое драгоценное время именно на это. Им некогда читать книги, учить языки, заучивать суры Священного Корана, заниматься семьей и детьми, спортом или собственным профессиональным ростом. Из таких девушек могли бы получиться прекрасные светские хроникеры, да вот незадача - вакантные места давно заняты, да и не очень ждут в желтых таблоидах мусульманок в скромных платках с потупленными взорами, как-то не к месту такой благочестивый халяльный вид в столь злачных харамных учреждениях...


Удивительно, но у сплетниц даже не возникает чувства противоречия, когда они прилежно расстилают коврик и вдохновенно молятся в положенное время, а потом, ничтоже сумняшись, отправляются к своим кумушкам-подружкам и часами злословят в адрес других сестер. Наоборот - они-то искренне считают себя подвижницами неземного благочестия, полицией нравов, обличающей пакостливых развратниц и лицемерок, столпами целомудрия, глаголом выжигающими скверну! И ведь так легко слетают с их пламенных губ нелестные характеристики: эта - в аду будет гореть, а та - вообще шлюха. Причем такие поборницы морали даже не осознают, что значит назвать другую женщину шлюхой с точки зрения Шариата. А это означает, что обличительница должна привести четырех справедливых свидетелей, которые с уверенностью подтвердят: да, они собственными глазами видели, как эта женщина занималась незаконным сексом (то есть наблюдали непосредственно сам половой акт), и что у нее с ее партнером точно не было никяха. Если же блюстительница чистоты не сможет сделать этого (а весьма проблематично найти аж четырех мусульман с безупречной репутацией, которые бы во все глаза смотрели бы на то, как N спит с M), по Шариату ее саму ждет суровое наказание: «Тех, которые возведут навет на целомудренных женщин, но при этом не приведут четырех свидетелей, секите восемьюдесятью [ударами] плети и никогда не берите их в качестве свидетелей, ибо они - преступающие закон» (Коран - 24:4). В той же суре говорится: «Воистину, те, которые обвиняют в неверности целомудренных, не ведающих [греха], верующих женщин, да будут прокляты в этом мире и в будущем! Им уготовано великое наказание» (Коран - 24:23).

Но мы живем в светском неисламском государстве, и привести в исполнение предписания мусульманского уголовного права здесь невозможно. Этим, конечно, пользуются любители харама, которые просто не могут отказать себе в удовольствии от мелких и крупных грешков.

А если мы обратимся к Сунне, то грехи злословия (гайбат) и клеветы (бухтан) - не такие уж мелкие и безобидные. Айаты и хадисы, обличающие эти пороки, звучат довольно устрашающе.

Так, в Коране говорится: «А те, которые злословят о верующих, мужчинах и женщинах, безо всякой на то причины, взваливают на себя бремя клеветы (бухтан) и явного греха» (Коран - 33:58).

Согласно хадису, Посланник Аллаха (с) рассказал: «В ночь моего Вознесения (лейлат аль-исра) я проходил мимо группы людей, раздиравших собственные лица ногтями, и я спросил: “О, Джибрил, кто это?” Он ответил: “Это те, которые злословят о [других] людях и портят им репутацию”». 1

Известны и другие слова Пророка (с): «Злословие (гийбат) - хуже прелюбодеяния». И его спросили с недоумением: «Как так?» Он (с) пояснил: «Человек совершает прелюбодеяние, а потом раскаивается, и тогда Аллах прощает его, в то время как сплетник не получает [Божественного] прощения, пока его не простит тот, о ком он злословил». 2

Еще в одном хадисе Пророка (с) говорится: «Злословие пожирает веру мусульманина быстрее, чем гангрена - его нутро». 3 ‘Али ибн Абу Талиб (а) назвал злословие «усилием немощного» 4, а имам Хусейн (а) и имам Джа‘фар ас-Садик (а) - «пищей псов Ада» 5. В Сунне напоминается о наказании, которое ждет сплетников: «Кто бы ни злословил в адрес мусульманина или мусульманки, Аллах не примет от него ни молитвы, ни поста в течение 40 дней и ночей, пока жертва его сплетен не простит его». 6

Когда читаешь эти хадисы, в памяти всплывают кадры из фильма иранского режиссера Мохаммада Рахманияна «Книга закона», в котором раскрыта тема противостояния адата и Шариата, убежденных му'минов и «мусульман по рождению». Молодая ливанская христианка принимает Ислам, выходит замуж за иранца и переезжает к мужу. Там она попадает в окружение перманентно кудахтающей женской родни, чье главное занятие в жизни - обсуждать других женщин в режиме нон-стоп: у этой-де, о ужас, дома-то спутниковая тарелка, и ее семья смотрит развратные западные модные шоу, а эту-то, надо же, встретила недавно в бассейне - кошмар, у нее волосатые ноги, а у этой брови как у мужика...Будучи искренней мусульманкой, главная героиня порядком подустала от их бесконечной болтовни на тему чужих небритых ног. И на одном из собраний она открыто обращается к ним с призывом прекратить сплетни, зачитывая айаты из Священного Корана: «О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не глумятся над другими: может быть, те, [над которыми они смеются], лучше их. И женщины [пусть не насмехаются] над другими женщинами: быть может, те, [над кем они смеются], лучше их. Не злословьте друг друга и не обменивайтесь [обидными] прозвищами. После того, как человек уверовал, называть его нечестивым именем скверно. Именно те, которые не отрекались [от неверия], суть нечестивцы. О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения греховны. Не подглядывайте и не злословьте [за спиной] друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяние, Милосердный» (Коран - 49:11-12). Сплетницы, разумеется, были оскорблены в лучших чувствах - вот, мусульманка без году неделя, а жизни учит. В довершение героиня получает нагоняй от мужа - всего лишь за то, что она осудила их мерзкие адаты с позиции Книги Аллаха.

Согласно хадису, Пророк (с) дал такое наставление своему праведному сподвижнику Абу Зарру (ра): «О, Абу Зарр, остерегайся злословия, ибо, поистине, злословие хуже прелюбодеяния». И в ответ на вопрос Абу Зарра, что же такое злословие, Пророк (с) ответил: «Это упоминание о твоем брате в таком тоне, какой бы ему не понравился». Тогда Абу Зарр спросил: «О Посланник Аллаха, а если ему действительно присуще это [качество, о котором говорилось]?» Пророк (с) пояснил: «Знай, что если ты сказал о нем что-то, что в нем действительно есть, тогда ты злословил 7 о нем. А если ты говорил о том, что ему не присуще, ты оклеветал 8 его». 9

Сторонясь греха злословия, некоторые мусульмане, увы, впадают в другую, не менее вредную крайность. Они в ужасе чураются любой критики и сатиры, пропагандируя приторно-беззубый, ханжеский, нарочито благостный стиль, исключающий любые острые полемические высказывания, любую попытку безжалостно анатомировать порок и несправедливость, или же обличить тех, кто открыто чинит беззаконие, выявить всю их подноготную. Такие мусульмане не понимают, что категория «злословие» относится к сугубо частной сфере отношений между людьми. К социально-политической области это понятие не имеет никакого отношения.

Хадис Пророка (с) гласит: «Есть четыре типа людей, дурные высказывания в адрес которых не являются злословием: грешник (фасик), выставляющий свое нечетие (фиск) напоказ; лживый лидер, который, даже если ты будешь добродетелен, не отблагодарит тебя, а если ты оступишься, тебя не простит; те, которые насмехаются над [своими и чужими] матерями, и склочник, который хулит мою умму и обращает свой меч против нее». 10

Критика публичных персон не считается гийбатом: люди имеют право обсуждать и оценивать их деятельность. Клеймить позором порочных тиранов, присваивающих себе народное имущество и чинящих несправедливость, проклинать агрессоров, посягающих на чужие территории, можно и нужно. Обличать пороки общества или врагов Ислама - ничуть не предосудительно: напротив, это долг мусульманина, который в Исламе называется повелением одобряемого и запретом зла (ал-амр би-л-ма‘аруф ва-н-нахи ‘ан ал-мункар). Это важнейший, стержневой исламский принцип. В хадисе говорится: «Тот, кто станет свидетелем недозволенного деяния, должен пресечь его своей рукой, если не сможет, то словом, а если этого не сможет, то пусть осудит его в своем сердце [и это будет самым слабым проявлением веры]». 11

Тем самым, гийбат - это не столько злословие, сколько доносительство, стукачество. Слежка за людьми, грубое вторжение в их частное пространство, поклепы - все это порицается Шариатом. И если вы узнали о своем брате или сестре нечто неприглядное, не спешите нести это в массы, попутно раздувая щеки от сознания собственного благочестия. Ислам настаивает на иной стратегии: сначала нужно поговорить с человеком и попытаться убедить его отказаться от запретного, и только если это бесполезно - прекратить с ним отношения. Но ни в коем случае нельзя порочить его.

Ваша подруга перестала читать намаз? Вы случайно встретили давнюю знакомую и увидели, что она, сняв хиджаб, теперь ходит в мини и с ярко-красными ногтями? Фотографии сомнительные нашли «в контакте», где она обнимает не-махрама? Узнали, что она тайком прикладывается к спиртному? Закрутила харамную интрижку? Не спешите рассказывать на каждом углу, как низко она пала. Нужно деликатно оставить человеку путь к возвращению, не сжигать мосты между ним и исламским сообществом. Есть люди сильные, а есть слабые, ломающиеся под давлением обстоятельств, родителей, трудностей, собственных страстей. Ведь жизнь мусульманки в неисламском обществе непроста: часто все ее окружение против нее. Оступившемуся человеку надо дать шанс, а не убивать в нем желание вернуться в умму. В этом и заключается мудрость запрета на злословие и на публичную огласку чужих пороков.

Статья опубликована в № 1(16) исламского женского журнала "Мусульманка".

1Танбих ал-хаватир, том 1, стр. 115.

2Ат-таргиб ва-т-тархиб, том 3, стр. 511, хадис № 24.

3Ал-Кафи, том 2, стр. 357, хадис № 1.

4Нахдж ал-балага, изречение 461.

5Тухаф ал-‘укул, стр. 245-246.

6Бихар ал-анвар, том 75, стр. 258, хадис № 53.

7Т. е. говорил то, что в Исламе называется словом «гийбат» (злословие).

8Речь идет уже о другом исламском термине - «бухтан» (клевета).

9Бихар ал-анвар, том 77, стр. 89, хадис № 3.

10Там же, том 75, стр. 261, хадис № 64.

11Ал-Васа’ил, том 16, стр. 135.
Previous post Next post
Up