Недавно прочитал 460-страничную книгу Питера Брауна «Тело и общество: мужчины, женщины и сексуальное отречение в раннем христианстве» (українською). Браун - профессор Колумбийского университета, довольно плодовитый автор книг по христианской тематике. «Тело и общество…» выпущена в 1988 году, до этого он успел получить авторские гонорары за «Августин из Гиппо» (1967), «Культ святых» (1981), «Становление поздней античности» (1978) и другие, не менее, думаю, интересные статьи и публикации.
В украинском же переводе она вышла только при посредничестве издательства «Мегатайп» в 2003 году, спустя 15 (круглая дата!) лет после выхода в свет оригинала.
Интересна она любому читателю: в этом нужно признаться с самого начала. Браун только один-единственный раз позволил себе в конце книги дать прямую оценку христианскому аскетизму. Можно представить, если бы на подобный труд решился протестантский автор, сколько полемического материала было на страницах! Тем не менее, для «интересующихся» эта книга предоставит более чем исчерпывающее понимание, каким образом и почему христиане трансформировали новозаветную сексуальную этику в status quo II-VI веков от р.Х.
Говорить об эволюции (или революции?) сексуальных представлений мирянину - значит стать между молотом и наковальней либертинцев, настаивающих на непреходящей ценности экзистенциализма, требующего всё проверить на опыте, и монашествующей братии, знающей «правильный ответ» на основании опыта традиции. Книга интересна в деталях, но современный горожанин будет её читать не потому. Целибат в исторических церквах, как и протестантское требование о верности в браке для современных людей кажутся до-модерными атавизмами, ещё не столь подробно освещёнными в дивных трудах Емельяна Ярославского. Сам же Браун пишет: «Современные люди вне зависимости от религиозных предпочтений начали реагировать на темы сексуального отречения, воздержания, целибата и непорочной жизни со скрытой иронией» (и это в 1988 году! - А.Г.). Впрочем, на эту книгу я предлагаю смотреть под экуменическим углом: все три христианские традиции, вне зависимости от отношения к целибату, самооскоплению и иным цветистым вопросам, объединяет просьба к человеку о воздержании. Последнее касается не только половой сферы, но и того, что входит в более объёмное понятие «целомудрие» - такое поведение человека, которое ради достижения какой-либо цели готово жертвовать своими узкими интересами.
Почему это важно? Воздержание (= самоограничение) сейчас является поведенческой моделью, противоположной миру, создаваемому рекламной индустрией. Недавно журнал «Компаньон» признался, что наилучшим потребителем любой продукции является обеспеченный несемейный холостяк, не ограничивающий себя ни в чём. В его случае любая рекламная кампания может рассчитывать на успех. Другое дело- христиане, или имеющие семейные обязательства граждане, или целеустремлённые бизнесмены.
Наверное, нужно заказать у ведущих рекламистов кампанию, доносящую до масс одну простую мысль: для достижения любого результата нужно «воздержание» от любых шагов, уводящих в сторону от нужного направления. Это работает и в бизнесе, и, тем более, в религиозном благочестии. Неконтролируемое удовлетворение своих потребностей приводит к смерти, убеждают братья Стругацкие в «Хищные вещи века». Наверное, пойду ещё раз читать эту книгу.