Последние 100 лет пролетариат принято считать авангардом общества. С момента написания Капитала прошло уже достаточно много времени, чтобы понять, что не все в работах Маркса можно применять к современным общественным отношениям.
Ха! Я еще в институте на семинаре с преподавателем спорила по этому поводу! (Правда, в качестве нового авангарда выдвигала не средний класс, а интеллигенцию).
Не согласна с такой широкой трактовкой понятия "интеллигенция". Т.е. конечно, интеллигентным человеком много кто может быть (или не быть), но я - про конкретную социальную группу.
Давайте попробуем сформировать критерии социальной группы "интеллигенция" с учетом того, что в мире сейчас уже только 15% людей занимаются неквалифицированным трудом, а остальным в той или иной мере надо заниматься трудом умственным.
Работники умственного труда. (На всякий случай: умственный труд - это именно работа головой. Нажимание определенных кнопок на компьютере - это физическая работа, как махание лопатой, только требующая меньшей мускульной силы).
Вы, кажется, не поняли. Работа на компьютере сама по себе не является критерием отнесения к "неинтеллигенции" - как и к интеллигенции. То же самое - "написание букв на бумаге".
Интеллигенция - это люди умственного труда. Умственный труд - это такой труд, основное содержание которого составляет мышление. Все остальное - неважно.
===Вы, кажется, не поняли=== Основной посыл понятен - секретарша, пишущая под диктовку начальника вряд ли работник умственного труда, как и бухгалтер, заносящий данные с бумажного носителя в машинный. Но вот как быть с остальными, работающими или не работающими с компьютерами? Писатели, журналисты, дизайнеры, адвокаты, бухгалтеры, ученые, преподаватели, управленческий персонал, высококвалифицированные врачи, инженеры, программисты? Водители и пилоты самолетов - физ. труд? Космонавты? Разработчики ракет? ===Интеллигенция - это люди умственного труда. Умственный труд - это такой труд, основное содержание которого составляет мышление.Критерий очень расплывчатый. Анекдот про "знал где ударить" - там 1% физического труда по сути, но сколько-то умственного труда и сколько-то прежних знаний. Как составлять пропорцию в этом и в другом случае? У него мышление было основным содержанием или нет
( ... )
" Писатели, журналисты, дизайнеры, адвокаты, бухгалтеры, ученые, преподаватели, управленческий персонал, высококвалифицированные врачи, инженеры, программисты" - безусловно, это именно умственный труд.
"Водители и пилоты самолетов - физ. труд?" -да, какой же еще? Их и автопилотами заменить можно.
"Разработчики ракет" и чего бы то ни было - понятно, что умственный труд.
"===Интеллигенция - это люди умственного труда. Умственный труд - это такой труд, основное содержание которого составляет мышление.=== Критерий очень расплывчатый. Анекдот про "знал где ударить" - там 1% физического труда по сути, но сколько-то умственного труда и сколько-то прежних знаний. Как составлять пропорцию в этом и в другом случае? У него мышление было основным содержанием или нет?"
Я не знаю этого анекдота. Но любая градация - до определенной степени условность, объединяя людей (или природные объекты или явления, без разницы) в какие бы то ни было группы, мы всегда упрощаем ситуацию. Это нормально.
"Еще 100 лет назад человек был почти полностью исключен
( ... )
Продолжу обсуждение критериев: "Интеллигенция - это умственный труд", "Умственный труд - это такой труд, основное содержание которого составляет мышление". По-моему, такое утверждение весьма расплывчато. Поясню, почему на трех примерах. 1. Требуется работа мысли. ===А критерий очень простой - требуется работа мысли или человек просто действует по определенному алгоритму.=== Уже расплывчатость. Может быть максимально интенсивная работа мысли, но минимальное творческое мышление. Возьмем пилота формулы 1, солдата в бою, или переводчика-синхрониста. Действуют по определенной программе. Синхрониста можно заменить автоматической программой. Но исследования работы мозга показали, что ни у одной другой специальности нет такой сильной мыслительной деятельности (по включенности различных отделов головного мозга, частоте и силе электрических сигналов), как у синхронного переводчика. Аналогично у биржевого брокера в процессе торгов. Куда синхрониста и ему подобных отнести? Требуется работа мысли или действует по определенному алгоритму?
1. Основной критерий - мышление. Не создание чего-то нового, не интенсивность химических и физических процессов в тех или иных отделах мозга, а именно процесс мышления.
2. Переводчика-синхрониста заменить нельзя. Машинный перевод слишком примитивен и не работает в нестандартных ситуациях.
Книгу по алгоритму написать нельзя. Можно написать дешевую поделку, какой-нибудь боевик "Железный кулак, бьющий в морду", с продолжениями... Вряд ли авторов подобного чтива можно отнести к интеллигенции. Насчет шахматиста - не уверена. Но это как бы не профессия...
3. Давайте оставим "творческую деятельность" в покое. Умственный труд - это логическое мышление, именно творчество - часто, но не обязательно.
4. ?????? Тогда Вы просто не имеете представления, как работают ученые, если считаете, что они действуют по готовым алгоритмам.
Итак, имеем: "Интеллигенция - это умственный труд". И имеется детализация: а) "Умственный труд - это такой труд, основное содержание которого составляет мышление", б) "Не создание чего-то нового, не интенсивность химических и физических процессов в тех или иных отделах мозга, а именно процесс мышления". в) "Умственный труд - это логическое мышление, именно творчество - часто, но не обязательно". г) "Труд, который можно заменить компьютером" - это труд физический, а не умственный". Все верно? На основании этих критериев: Не интеллигенция: водитель, пилот самолета, водитель формулы 1, военный, писатель дешевых поделок, Интеллигенция: ученый, писатель, переводчик, включая синхрониста. Под сомнением: шахматист. Не услышал (или не понял) ответа на вопрос о преподавателях разного уровня и экспертах: Вдалбливание или раздача знаний - когда это становится мышлением? Работа эксперта (скажем, судья, адвокат, инспектор разного уровня) - это умственный труд или нет? Работа с людьми (управление, кадры, работа в выборных органах, чиновники) на
( ... )
"Рабочая аристократия" - это как "нищий богач" - оксюморон. Средний класс это класс людей, которые являются наемными работниками, и работодателями одновременно. Потому и особый класс, и особое отношение к капиталу и найму.
Reply
Reply
Reply
Reply
(На всякий случай: умственный труд - это именно работа головой. Нажимание определенных кнопок на компьютере - это физическая работа, как махание лопатой, только требующая меньшей мускульной силы).
Reply
Reply
Интеллигенция - это люди умственного труда. Умственный труд - это такой труд, основное содержание которого составляет мышление. Все остальное - неважно.
Reply
Основной посыл понятен - секретарша, пишущая под диктовку начальника вряд ли работник умственного труда, как и бухгалтер, заносящий данные с бумажного носителя в машинный.
Но вот как быть с остальными, работающими или не работающими с компьютерами? Писатели, журналисты, дизайнеры, адвокаты, бухгалтеры, ученые, преподаватели, управленческий персонал, высококвалифицированные врачи, инженеры, программисты? Водители и пилоты самолетов - физ. труд? Космонавты? Разработчики ракет?
===Интеллигенция - это люди умственного труда. Умственный труд - это такой труд, основное содержание которого составляет мышление.Критерий очень расплывчатый. Анекдот про "знал где ударить" - там 1% физического труда по сути, но сколько-то умственного труда и сколько-то прежних знаний. Как составлять пропорцию в этом и в другом случае? У него мышление было основным содержанием или нет ( ... )
Reply
"Водители и пилоты самолетов - физ. труд?" -да, какой же еще? Их и автопилотами заменить можно.
"Разработчики ракет" и чего бы то ни было - понятно, что умственный труд.
"===Интеллигенция - это люди умственного труда. Умственный труд - это такой труд, основное содержание которого составляет мышление.===
Критерий очень расплывчатый. Анекдот про "знал где ударить" - там 1% физического труда по сути, но сколько-то умственного труда и сколько-то прежних знаний. Как составлять пропорцию в этом и в другом случае? У него мышление было основным содержанием или нет?"
Я не знаю этого анекдота. Но любая градация - до определенной степени условность, объединяя людей (или природные объекты или явления, без разницы) в какие бы то ни было группы, мы всегда упрощаем ситуацию. Это нормально.
"Еще 100 лет назад человек был почти полностью исключен ( ... )
Reply
По-моему, такое утверждение весьма расплывчато. Поясню, почему на трех примерах.
1. Требуется работа мысли.
===А критерий очень простой - требуется работа мысли или человек просто действует по определенному алгоритму.===
Уже расплывчатость. Может быть максимально интенсивная работа мысли, но минимальное творческое мышление.
Возьмем пилота формулы 1, солдата в бою, или переводчика-синхрониста. Действуют по определенной программе. Синхрониста можно заменить автоматической программой. Но исследования работы мозга показали, что ни у одной другой специальности нет такой сильной мыслительной деятельности (по включенности различных отделов головного мозга, частоте и силе электрических сигналов), как у синхронного переводчика. Аналогично у биржевого брокера в процессе торгов. Куда синхрониста и ему подобных отнести? Требуется работа мысли или действует по определенному алгоритму?
2. ( ... )
Reply
2. Переводчика-синхрониста заменить нельзя. Машинный перевод слишком примитивен и не работает в нестандартных ситуациях.
Книгу по алгоритму написать нельзя. Можно написать дешевую поделку, какой-нибудь боевик "Железный кулак, бьющий в морду", с продолжениями... Вряд ли авторов подобного чтива можно отнести к интеллигенции. Насчет шахматиста - не уверена. Но это как бы не профессия...
3. Давайте оставим "творческую деятельность" в покое. Умственный труд - это логическое мышление, именно творчество - часто, но не обязательно.
4. ?????? Тогда Вы просто не имеете представления, как работают ученые, если считаете, что они действуют по готовым алгоритмам.
Reply
И имеется детализация:
а) "Умственный труд - это такой труд, основное содержание которого составляет мышление",
б) "Не создание чего-то нового, не интенсивность химических и физических процессов в тех или иных отделах мозга, а именно процесс мышления".
в) "Умственный труд - это логическое мышление, именно творчество - часто, но не обязательно".
г) "Труд, который можно заменить компьютером" - это труд физический, а не умственный".
Все верно?
На основании этих критериев:
Не интеллигенция: водитель, пилот самолета, водитель формулы 1, военный, писатель дешевых поделок,
Интеллигенция: ученый, писатель, переводчик, включая синхрониста.
Под сомнением: шахматист.
Не услышал (или не понял) ответа на вопрос о преподавателях разного уровня и экспертах: Вдалбливание или раздача знаний - когда это становится мышлением? Работа эксперта (скажем, судья, адвокат, инспектор разного уровня) - это умственный труд или нет? Работа с людьми (управление, кадры, работа в выборных органах, чиновники) на ( ... )
Reply
2. Критерий умственного труда я уже назвала - когда основное сожержание деятельности - это мышление, а не действие по заданным образцам.
3. Планирование, анализ, принятие решений - это умственные действия.
Reply
Reply
Средний класс это класс людей, которые являются наемными работниками, и работодателями одновременно. Потому и особый класс, и особое отношение к капиталу и найму.
Reply
Reply
Leave a comment