Jan 21, 2014 08:22
Сказал Абу Са’ид ‘Усман ад-Дарими (ум. 280 г.х.):
وقال الله تبارك وتعالى : ( بل يداه مبسوطتان ينفق كيف يشاء ) . و ( ما منعك أن تسجد لما خلقت بيدي ) . و ( بيدك الخير إنك على كل شيء قدير ) . وقال : ( يد الله فوق أيديهم ) . قال هؤلاء : ليس لله يد ، وما خلق آدم بيديه ، إنما يداه نعمتاه ورزقاه . فادعوا في يدي الله أوحش مما ادعته اليهود ( قالت اليهود يد الله مغلولة ) ، وقالت الجهمية : يد الله مخلوقة ، لأن النعم والأرزاق مخلوقة لا شك فيها ، وذاك محال في كلام العرب فضلا أن يكون كفرا . لأنه يستحيل أن يقال : خلق آدم بنعمته. ويستحيل أن يقال : في قول الله تبارك وتعالى : ( بيدك الخير ) : بنعمتك الخير ؛ لأن الخير نفسه هو النعم نفسها . ومستحيل أن يقال في قول الله عز وجل : ( يد الله فوق أيديهم ) : نعمة الله فوق أيديهم ، وإنما ذكرنا هاهنا اليد مع ذكر الأيدي في المبايعة بالأيدي ، فقال : ( إن الذين يبايعونك إنما يبايعون الله يد الله فوق أيديهم فمن نكث فإنما ينكث على نفسه ) . ويستحيل أن يقال : ( يداه مبسوطتان ) : نعمتاه ، فكأن ليس له إلا نعمتان مبسوطتان ، لا تحصى نعمه ، ولا تستدرك . فلذلك قلنا : إن هذا التأويل محال من الكلام فضلا أن يكون كفرا . ونكفرهم أيضا بالمشهور من كفرهم أنهم لا يثبتون لله تبارك وتعالى وجها
«И сказал Аллах, Благословен Он и Возвышен: “Напротив, обе Его Руки простерты, и Он расходует ими как пожелает” (аль-Маида, 64), а также: “Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого я сотворил Своими обеими Руками” (Сод, 75), а также: “В Твоей Руке благо, и Ты способен на всякую вещь” (Аль ‘Имран, 26), а также Он сказал: “Рука Аллаха над их руками” (аль-Фатх, 10). Эти (джахмиты - прим.) сказали: “У Аллаха нет Руки, и Он не сотворил Адама Своими двумя Руками, а две Его Руки - это лишь два Его блага (ни’мат) и два Его средства к существованию (которым Он одаряет Свои творения - прим.)”. Таким образом, их утверждение относительно двух Рук Аллаха хуже утверждения иудеев. Иудеи сказали: “Рука Аллаха скована” (аль-Маида, 64), а джахмиты сказали: “Рука Аллаха сотворена”. Потому что блага и средства к пропитанию сотворены, нет сомнений относительно этого, и это также невозможно в речи арабов, не говоря уже о том, что это является неверием. Потому что нельзя сказать: “Он сотворил Адама Своим благом”. И также относительно Слов Аллаха, Благословен Он и Возвышен: “В Твоей Руке благо” - нельзя сказать: “В твоем благе (ни’мат) благо”, потому что благо - это и есть сами ни’маты . И также относительно Слов Аллаха, Могуч Он и Велик: “Рука Аллаха над их руками” - нельзя сказать: “Благо Аллаха над их руками”, ведь Он упомянул здесь Руку, упомянув при этом руки в присяге, (которая дается посредством пожимания) рук. Он сказал: “Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха - над их руками. Кто нарушил присягу, тот поступил во вред себе” (аль-Фатх, 10). И также нельзя сказать: “Обе Его Руки простерты” - т.е. два Его блага, как будто бы у Него есть только два простертых блага, ведь Его блага (так многочисленны, что их) невозможно сосчитать и охватить. Именно поэтому мы сказали, что это толкование (тауиль) невозможно в речи, не говоря уже о том, что это является неверием. И мы также считаем их (джахмитов - прим.) неверными из-за того, что известно из их неверия, а это то, что они не подтверждают Аллаху, Благословен Он и Возвышен, Лик».
Источник: «Ар-Радду ‘аляль джахмийя», с. 198
тауиль,
Лик Аллаха,
Усман ад-Дарими,
такфир джахмитам,
Рука Аллаха