Дмитрий Дашко: Я теперь не учу историю, я её по капельке, но делаю

Jan 29, 2015 20:48


В субботу, 31 января, в Вологде, в литературном музее на Герцена состоится встреча с череповецким писателем-фантастом Дмитрием Дашко, автором полутора десятков книг. Под катом мой отклик на его роман «Гвардеец» (издательство «Крылов»).


Я теперь не учу историю, я её по капельке, но делаю.

Вынесенное в эпиграф высказывание из романа Дмитрия Дашко «Гвардеец», о котором, собственно, здесь и пойдёт речь, точно бы определяло этот роман, если бы в нём (в этом высказывании) заменить слово «делаю» на слово «играю». Роман, допускаю, легко превратить в компьютерную игру. Поэтому первое моё утверждение такое: роман Д. Дашко - это игра. И он действительно фантастический. Он не о том, что могло бы быть с Россией (о России 18 века в нём идёт речь), если бы что-то случилось не так, как случилось. Он даже не о том, что в принципе (в прошлом ли, в будущем, сейчас ли - неважно) возможно. Он описывает то, что не может произойти, потому как противоречит законам этого мира. Посудите сами: человек перемещается почти на три сотни лет назад, но при этом не теряет ни опыта, ни знаний, приобретённых (даже и не знаю, как и сказать - не в будущем же своём) в настоящем, может быть.

Роман Дашко не вымысел, а фантазия (утверждение номер два). Но действие развивается по обычной человеческой логике. А по тому, как он написан, соответствует традиционному русскому письму. Автор ведёт повествование прямолинейно, быстро, без отклонений и ответвлений. Сюжет однослойный, не запутанный, да и не замутнённый.

А язык лёгкий, без выкрутасов. Представим себе нереальное (фантастическое). Реку с быстрым течением. Течение-то быстрое, на река-то спокойная, нет на поверхности воды ни завихрений, ни водоворотов, ни ряби. А читатель любит плыть туда, куда несёт, любит себя не утруждать, любит, когда само читается, без принуждения над собой. Читаешь, словно смотришь приятное, захватывающие кино. Не только читателей, но и автора романа текст не единожды отсылает то к «Трём мушкетерам», то к «Гардемаринам». Да и сам роман построен, как телевизионный сериал.

Автор думает о читателе и не считает его дураком. Вернее, Дашко не ставит себя выше читателя. Не возвышается над ним. Вот, дескать, смотрите, какой я умный, эрудированный. Вы ведь об этом не знали - так вот - знайте! Нет. Автор не возвышается над читателем, а, значит, не пренебрегает им. Герой Дашко мыслит так, как подавляющее большинство его современников и соотечественников - людей начала 21 века. Переехав в другие времена, Гусаров остаётся человеком своего времени, он мало что знает о восемнадцатом столетии, не знает, что делать, постоянно сомневается в своих решениях. Он использует свои книжные и киношные знания. А читал и смотрел он то, что и большинство потенциальных читателей книг Дмитрия Дашко.

Гусаров живёт в 18 веке, используя, повторюсь, опыт и знания века 21-го. Он не теряет память и в него не «переливается» чья-то память, хотя бы того, в тело которого Гусаров переместился. А раз так, то трудно сказать, что «Гвардеец» о позапозапрошлом столетии. Он, в первую очередь, о наших днях. Иногда ловишь себя на мысли, что читаешь ленту друзей в какой-нибудь социальной сети. В Живом Журнале, например. Вот Гусаров лежит лицом в землю и рассуждает (в самом начале романа) о флоре, в которой не разбирается. Вот К. Р. (главный герой не романа, а судьбы главного героя) умно говорит о монархии (гл. 5), русском патриотизме, как будто делает доклад, отчитывается. А Гусаров о годах правления Анны Иоанновны, проживая те годы, всё же рассуждает из две тысячи четырнадцатого (гл. 26). И тогда получается, что роман, как ни крути, не о 18 веке, не его тридцатых годах, а о наших временах. И тогда его уж никак нельзя назвать ни игрой, ни фантазией. Тогда «Гвардеец» публицистическое произведение (третье утверждение).

Наверное, автор предвидел и хотел сделать ничтожной оценку своего романа, раз героя своего заставляет быть писателем, творения которого газетчик оценил так: «Не вижу здесь глубины мыслей. Где философия, стиль, мораль? А образ героя - кого он символизирует?»

Но автор, так мне кажется, строго следовал своим законам, по которым он задумал создать и создал роман. Поэтому его интересно читать и обыкновенный читатель обязательно будет искать продолжения.

Александр Дудкин

Другие мнения здесь:https://m.vk.com/topic-15209938_30617872

фантастика, Дашко, литература, Череповец

Previous post Next post
Up