Сегодня день святого преподобного Пимена Великого. Этот египтянин запомнился мне двумя вещами. Во-первых, в юности я посетил храм святого Пимена в Новых Воротниках близ Новослободской, который просто поразил меня внутренним убранством, я и позже иногда заходил туда полюбоваться. А во-вторых, однажды я попал на вечернюю службу в честь святого Пимена в нашем люблинском храме. Тогда ещё служивший у нас отец Иоанн вместо проповеди зачитал фрагменты жития святого, в том числе замечательный отрывок про Пимена Великого и египетского старца, которым я хочу поделиться. Из забавных сравнений: когда я услыхал об этом случае, мне сразу вспомнился эпизод из сериала "Доктор Куин: Женщина-врач", виденный в детстве. Там главная героиня позволила местному цирюльнику и зубодёру вырвать себе здоровый зуб только для того, чтобы выказать ему уважение как медику, заручиться его расположением и посеять мир между собою и жителями маленького городка. Расклад там был немножко другой, но что-то похожее в этом есть. )
"... в Египте жил некий старец, почитаемый всеми. Когда на то место пришел авва Пимен, то многие, оставив того старца, начали приходить к Пимену; по сей причине тот старец начал гневаться на пришедшего авву (Пимена), стал завидовать ему и говорить о нем дурное. Когда авва Пимен услыхал об этом, то опечалился и сказал своим братиям:
- Что теперь делать нам, ибо люди эти повергли нас в скорбь, оставив столь святого и добродетельного старца и прийдя к нам, незначащим ничего? Каким образом мы устраним гнев великого отца того? Приготовим немного пищи, возьмем немного вина, пойдем к старцу, вкусим с ним; быть может таким образом мы умилостивим сердце его.
Взяв немного пищи и вина, они отправились к тому старцу и постучали в двери келлии его. Ученик того старца, услышав стук, спросил:
- Кто это?
Ему ответили:
- Скажи авве твоему, что Пимен с братиею своею пришел, дабы принять от твоего аввы благословение.
Ученик пошел и рассказал об этом старцу. Старец же, выслушав сказал:
- Пойди и скажи им: идите отсюда, ибо у меня нет времени видеть вас.
Когда ученик сказал так пришедшим, то сии последние ответили ему:
- Мы не уйдем отсюда до тех пор, пока не сподобимся поклониться старцу.
И стояли на зное солнечном при дверях келлии.
Видя смирение и терпение пришедших, старец умилился, открыл им двери и принял их с лобзанием; севши, все беседовали с любовью и вкусили принесенного. Потом старец тот сказал:
- Поистине не только справедливо то, что я слышал о вас, но я вижу в вас добрые дела во сто крат большие.
С того времени старец стал миролюбиво относиться к авве Пимену".