Пару недель назад участвовал
в обсуждении жизни и творчества Георгия Васильевича Свиридова. Место
рядом с домом, люди «живые», тема интересная, никакой заносчивости у ведущего. Узнал много нового и по теме, и о времени и о контексте.
Прослушали основные темы знаменитых произведений Георгия Васильевича. В быту часто слышишь мелодии, воспринимаешь их как данность, а оказывается это части больших произведений и у них есть автор - Свиридов.
Заинтересовал творческий путь композитора. Творческий поиск в молодости. Послевоенный расцвет творчества - найден самобытный русский стиль, написаны знаменитые произведения: на стихи А.С. Пушкина, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока; музыка к кинофильмам: «Метель», «Время, вперёд» и многие другие. И закат творчества - снова эксперименты, уход в религиозность.
Долго размышлял. С чем связан отказ в конце жизни от пути на котором созданы величайшие произведения. Почему заброшены темы: декабристов, Есенина, Маяковского? Принесших всенародную любовь и славу. По какой причине великий маэстро отказался от прошлого и ушёл в религиозную музыку. В чём причина?
Не хочется ни в коем случае умалить достижения Георгия Васильевича. Но есть желание и разобраться в таких метаниях. От воспевания революции, к религиозности. Согласитесь, достаточно сильная амплитуда.
Думал, и пришёл к выводу. По всей видимости в среде творческих людей можно выделить две большие группы: людей, создающих новое движение (глобальную новизну) в истории и людей пропускающих созданную энергию через себя и создающих с помощью этой энергии великие произведения.
Людей, плывущих против течения и своей энергией создающих новое течение, новое русло в истории и культуре. Задающих новые смыслы и создающих новые исторические проекты, движущие человечество вперёд и вверх. Вырывающих общество из объятия декаданса и придающих ему новую энергию и новое направление.
И людей которых созданная волна подхватывает, кружит и даёт возможность творить. Создавать величайшую культуру. Как бы наращивать мускулатуру на созданный скелет. Творить и вести за собой народ. Использовать волну для раскрытия всех слагаемых нового великого проекта. Рассказывать на языке искусства о величайших свершениях в прошлом, настоящем и будущем.
Но к сожалению, когда течение затихает, или даже прекращается вовсе, людям второго типа приходится крайне тяжело. Ведь народной энергии больше нет. Исторический огонь покидает это место. И творческий человек второго типа начинает искать другой источник. Другую волну. Или на худой конец ручеек.
Ведь они не могут создать новую волну. Они созданы для другого.
Для создания новой волны нужны другие люди. Нужны: декабристы и народники, славянофилы и марксисты, эСэРы и большевики.
Нужны, Блок и Маяковский.