Коллектив и проступок

Feb 20, 2015 17:17




Фото ИТАР-ТАСС

Возникла необходимость обсудить тему отношения члена коллектива к самому коллективу. И отношение не обыденное, не в рутинном совместном труде, а отношение в момент совершения этим самым членом коллектива проступка. Некоего действия, которое вызывает в коллективе негативное отношение. Поступка, отторгаемого данным сообществом, данной группой.

На самом деле, таким действием может быть не только некое действие, совершаемое физически. Это может быть и слово, и отношение к другому человеку в коллективе, и к человеку вне коллектива и т.д.


В качестве примера буду использовать фрагменты из кинофильма «Педагогическая поэма», снятом по мотивам одноимённого произведения Антона Семёновича Макаренко. Фильм 1955 года. Режиссёр Бочаров.

Хочется сразу оговорится, что когда я говорю коллектив, постоянно имею в виду не просто коллектив, а связку: коллектив-цель. Так как коллектива без общей цели не бывает.

Вначале простой случай. Новичок не хочет работать в полную силу - «халявит».

image Click to view



Мы видим два фактора влияющие на лодыря. Первый фактор простой и очень действенный - лентяя обещают оставить без обеда. «Кто не работает - тот не ест». Но есть и другой фактор - выставление на показ, внесение вопроса в приказ по колонии, вынесение благодарности сводной бригаде, в которой «работал» лентяй. На мой взгляд фактор не менее действенный, чем первый.

Следующий случай, иллюстрирующий нашу тему - кража общественного имущества, в данном случае, денег и продуктов питания.

image Click to view



Сразу хочется сказать, что в процессе выявления преступника начал формироваться коллектив. Дети и подростки (колонисты) начали ощущать себя общностью, начали думать не только о своих интересах, но в первую очередь о интересах группы.

В конце фрагмента мы видим искреннее раскаяние вора. Видим острое чувство привязанности к коллективу и тому что даёт коллектив. И, видя такое отношение, Макаренко принимает единственно верное решение - дать возможность человеку исправиться. Возможность изменить себя, стать лучше.

Третий пример, случай с закоренелым вором. С человеком, получающим удовольствие от преступной деятельности.

image Click to view



Полное отсутствие привязанности к коллективу и соответственно отсутствие влияния коллектива на личность. Невозможность повлиять на человека. Если коллектив не является ценностью, то и нет необходимости прислушиваться к мнению группы. Группа не является авторитетом. И в этом случае Макаренко принимает единственно верное решение - удалить из коллектива неисправимый, разрушающий элемент, элемент несущий только деструкцию.

В этом фрагменте мы так же увидели третьего участника разговора в кабинете. Это Карабанов. В следующем фрагменте фильма увидим его возвращение в колонию.

image Click to view



Мечтатель. Мечущийся между добром и злом. Один из самых сложных воспитанников Антона Семёновича. Ушёл из колонии вместе с неисправимым вором. Бросил его и попытался пожить с отцом. Но влечение коллектива взяло верх в сложной, мечущейся душе юноши. И как же поступает Макаренко? Как привязывает Карабанова к коллективу? Как заставляет его навсегда остаться на стороне добра?

Совершает казалось бы простейшее дело. Доверяет привезти деньги. Деньги, на которые колония собирается отремонтировать новые помещения. Новую территорию для колонии. И которые крайне ценны и необходимы коллективу. И такое доверие навсегда определяет жизнь Карабанова.

В жизни Карабанов - Калабалин. Единственный воспитанник Макаренко, выбравший своей миссией продолжение дела своего воспитателя. Самый трудный из «детей» стал самым сильным человеком. И прожил замечательную, трудную и тяжёлую жизнь. Думается Антон Семёнович мог бы гордиться таким воспитанником. О жизни Калабалина снят документальный фильм: «Учитель с железным крестом». Фильм современный. Поэтому в нём весьма специфически показана роль коллектива в жизни Калабалина - этой роли просто нет. Когда будете смотреть этот фильм, обязательно делайте скидку на это и на другие либеральные мифы. Предлагаю его смотреть под углом узнавания жизненного пути главного героя. Узнавания личности Калабалина.

image Click to view



В заключение хочется сказать несколько слов.

Первое. С точки зрения коллектива, человек измеряется в проступке не тяжестью проступка, а тем, насколько для этого человека важен коллектив. И как эта «важность» способна изменить человека. Как человек изменяется сам под прессом коллективного осуждения. Как критика со стороны коллектива заставляет человека трансформироваться. И тут больше важна не тяжесть проступка, а изменяемость человека. Если он изменяется под давлением группы - хорошо. Иное дело если не изменяется - тогда дело плохо. И вопрос необходимо решать по-другому. Повторюсь, главный фактор в этом вопросе - фактор важности коллектива для этого человека. Важен коллектив - человек меняется. Не важен - не меняется.

Второе. Для меня поразительным открытием, в своё время, стало то, что самые «трудные» дети (подростки) становятся затем самыми лучшими людьми. Самыми сильными. Самыми, самыми. Разведчиками, лётчиками-испытателями, первопроходцами. Первыми идут тушить Чернобыль. Первыми идут в атаку. Они всегда впереди. Они люди с большой буквы. Но для того, чтобы они стали такими и не стали «самыми, самыми», но со знаком минус, необходим учитель с большой буквы. Необходимо, чтобы этот учитель «доверил» что-то ценное, какое-то важное дело такому «трудному» будущему Человеку.

Третье. Макаренко в своих коллективах всегда культивировал простой метод: коллективное планирование дела - коллективное проведение дела - коллективное обсуждение итогов проведённого дела. И данный принцип даёт возможность, среди прочего, корректировать поведение членов коллектива в реальном времени. В процессе работы и обсуждения. Не затягивая решение проблемы с человеком и его поступками и не усугубляя эту проблему. Как говорится: «Проблема, не решённая в течении суток, через год решается только хирургически».

И наконец, заинтересовавшимся, «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко целиком. К тому же порекомендую прочитать оригинал - намного интереснее.

image Click to view



коллектив, дети, Карабанов, подростки, воспитание, Макаренко, колония, коммуна, Калабалин, педагогическая поэма

Previous post Next post
Up