И.П. Иванов - «Макаренко» в годы «застоя»

Feb 05, 2015 01:11




По статье: Соколов Р.В «Апологетика Иванова».

Мы вкратце обсудили педагогическую систему Макаренко. Сегодня предлагаю поближе познакомиться с другим выдающимся педагогом СССР.

Давайте начнём знакомиться с последователем А. С. Макаренко, академиком Ивановым Игорем Петровичем. Убеждённым марксистом-ленинцем, убеждённым коммунистом, работавшим на приближение коммунизма и искренне ждавшего его наступления. Человеком, создавшим в 1959 году в Ленинграде Коммуну юных Фрунзенцев (КЮФ). Изобретателем методики КТД (организации коллективных творческих дел). Создателем новой педагогики - так называемой «коммунарской педагогики общей заботы».

Главное его отличие от великого предшественника заключалось в отсутствии возможности трудиться для школьников.

Дело в том, что уже в 30-е годы в стране «с подачи психологов» возобладало представление, что у школьников ведущий вид деятельности - учёба. Она готовит к труду. Но труд должен быть после школы. Труд детей был запрещён законом.

Ведь у Макаренко дети и подростки работали в поле, на фермах. Работали в механических мастерских, на первом в СССР производстве электродрелей, а затем и фотоаппаратов (знаменитых ФЭДов). Если сравнивать с современностью, то, видимо, это должно было быть производство микрочипов. И коммуна имени Дзержинского насытила внутренний рынок этой передовой, по тем временам, техникой. Электродрели, как их тогда называли - электросверлилки, пошли на экспорт, стали приносить стране крайне необходимую валюту.

И. П. Иванов совершает чудо. …изобретает нечто, названное им «коллективным творческим делом», что не является производительным трудом в смысле производства материальных ценностей, но является таковым в смысле производства духовных ценностей и, главное, - производства самого человека.

Пришлось изобретать, приспосабливать к реалиям «застоя» т.е. неразвития, систему Антона Семёновича Макаренко. И Иванов с этой задачей, на мой взгляд, справился.

…благодаря Иванову, сперва Коммуна юных фрунзенцев, а за ней и другие объединения (в том числе и созданные в школах), стали проводить «трудовые десанты» и даже «лагеря труда и отдыха» с самым настоящим сельскохозяйственным трудом.

Но, может быть, заслуга И. П. Иванова не в том, что он «в троянском коне» «трудовых десантов» и коммунарских трудовых лагерей «протащил» производительный труд в обход законодательства, а в том, что он придумал способ, как приохотить к труду…

Он придумал то, что для человечества, может быть, не менее значимо, чем изобретение компьютеров и вечного двигателя. Он показал как можно «заставить» одних людей заниматься активной деятельностью «на пользу и радость другим людям». …идеология марксизма умела «заставить» людей трудиться (а иногда и организовать этот труд), когда производительный труд является для них необходимостью. Вспомним макаренковское «нужда - отличный воспитатель».

Но они плохо понимали как «заставить» людей действовать в условиях отсутствия необходимости в труде. А И. П. Иванов придумал, как это сделать. Да, его методика пока может быть по достоинству оценена только в нескольких сравнительно узких «сферах». В «сфере досуга» (в «оздоровительных лагерях», в «клубных учреждениях» и «клубных объединениях», в Домах отдыха), в некоторых лечебно-оздоровительных учреждениях (санаториях, больницах). Ну и, конечно, во внеклассной работе школ.

Пока массовое поголовное безделье и изобильная сытость человечеству не грозят. И востребованность «коммунарской методики», соответственно, будет ещё долго весьма небольшой. И «закалка», полученная с её применением, при выходе воспитанника из «царства свободы» в «царство необходимости» тоже будет минимальной.

Не следует забывать, что И. П. Иванов в конце 50-х годов верил в то, что через 20 лет наступит коммунизм, т. е. то самое «царство свободы». Свободы от необходимости. От необходимости в обязательном, принудительном, в том числе производительном труде. И к этому «царству свободы», где можно будет осуществлять «свободную игру духовных и физических сил» он и готовил подрастающее поколение.

Разобрав внешние препятствия, обуславливающие деятельность педагога и заслуги Игоря Петровича Иванова, в следующей заметке мы пойдём дальше.

По статье: Соколов Р.В «Апологетика Иванова».

педагог, коллектив, ребёнок, дети, борьба, педагогика, СССР, труд, Иванов, методика, коммунар

Previous post Next post
Up