Другой подход

Dec 21, 2019 17:38

Кроме SpaceX есть ещё один ну очень интересный игрок на том же рынке - Rocket Lab. Они делают малюсенькую ракету Electron, которая выводит на орбиту всего 150кг. Ракета диаметром 120 сантиметров, высота первой ступени (которую, весьма вероятно, вот вот научатся делать многоразовой) всего 12 метров, сухая масса - 950кг, меньше чем у автомобиля, даже если это Mini Cooper. Летит эта первая ступень на 9 двигателях Rutherford по 35 кг штука. Вторая ступень 240см в высоту, 250кг сухого веса (1 двигатель Rutherford). Полностью загруженная топливом и полезным грузом ракета весит 12.7 тонн.

У них две стартовых площадки (и они строят третью), у них роботизированная фабрика, которая делает готовую ракету менее чем за неделю от начала и до конца, расчётная мощность фабрики 50 ракет в год. Им удаётся поддерживать очень-очень низкие затраты на всё вокруг ракеты, прямо сейчас, когда они ещё не добились многоразового использования первой ступени, они берут по 6 миллионов долларов за старт, и это им окупается. Обеспечив многоразовость и отбив начальные инвестиции, они наверняка смогут опустить цены до менее чем миллиона (для конечного покупателя). Кстати, затраты на топливо тут тоже практически нулевые - Для вывода тех 150кг на орбиту потребляется чуть больше 11 тонн топлива с окислителем (керосин с жидким кислородом), это около $3500. Это меньше 1% цены старта при вообще любом раскладе.

* * *

Теоретически ракету с такими параметрами можно запускать не с земли, а с самолётика вроде B-70 Valkyrie (так сказать, нулевой многоразовой ступени). Сейчас при старте с земли Electron достигает скорости 3000 км/ч на высоте 27 километров. Я неспроста сказал B-70 Valkyrie, потому что это в точности та штука, которая может тащить 15 тонн груза и лететь со скоростью 3200 км/ч на высоте 25000 км, причём ненадолго она может задрать нос и обеспечить скорость под 3000 под углом около 45° вверх и забрамшись почти до 30км высоты. Ежели делать это ещё и над экватором, то таким образом за счёт старта экономится вроде как до половины Delta-v бюджета полёта до LEO, плюс сопло, оптимизированное под ту стартовую высоту даёт более приличный удельный импульс, то есть можно будет брать не 150кг полезного груза, а скажем 300кг. Или я обсчитался?
Previous post Next post
Up