В НЛП проводится чёткое различие между фобиями и страхами. Разница чисто прагматическая - в зависимости от того, фобия у человека или страх, в методологии НЛП применяются разные способы терапии.
Внешние проявления и того, и другого могут совпадать - потеря контроля над собой, паника, шок и прочие прелести. Различие же в механизме образования проблемы.
В случае с фобией, когда-то в личном опыте страдальца было реальное травмирующее переживание, несущее серьёзную угрозу человеку. Важное уточнение - угрозу с точки зрения самого человека на тот момент. Например, маленький ребёнок может впасть в истерику от внезапно свалившегося на него безобидного паучка. Взрослые знают, что вреда от этого кровожадного чудовища никакого, но ребёнок пугается по-настоящему. И у него вырабатывается прочнейшая бессознательная связь: «вижу паукообразное, откладываю кирпичей». Ребёнок может чудом пережить детство и повзрослеть, но связь останется и её не разрушить никакими логическими аргументами. Он и сам умом понимает, что бояться нечего. Просто ничего не может с собой поделать.
Резюмирую: фобия образуется в результате реальной для человека угрозы.
Другое дело, страх. Пациент может и не видел никогда пауков, но как-то раз его старший друг рассказал про то, как арахны насмерть загрызли во сне человека. Друг - существо авторитетное, ему как-то сразу веришь. К тому же недавно они посмотрели фильм про пауков-убийц. Ну и что, что Голливуд, может быть всё основано на реальных событиях. И дальше пошло-поехало, статья про пауков там, видеосюжет здесь - и через какое-то время наш герой начинает шарахаться от реальных пауков, как от огня. Даже от высушенных. Хотя по факту пауки ему ничего плохого не сделали. А резонный вопрос: «Да что тебе эти пауки сделали?», убеждённо и пространно объясняет, чем пауки опасны и почему нельзя их недооценивать.
Если сравнивать силу фобий и страхов этих двух человек по высоте прыжка при виде паука, то вполне возможно, что второй герой первого обскачет.
Резюмирую: страх образуется в результате самонакрутки или запугивания со стороны других людей. Реальной угрозы для жизни по факту не было.
Мы видим, что степень задействования мозга в случае со страхом, куда больше, чем у фобии. Если взять Дилтсовскую пирамиду нейрологических уровней («Окружение-Поведение-Способности-Убеждения-Идентичность-Миссия»), то фобия окажется на уровне «Поведения», страх же скакнёт сразу на «Убеждения», двумя уровнями выше. И работать со страхом куда сложнее: нужно не только разорвать порочную связь «вижу-кричу», но и переубедить человека (см. ещё ненаписанную статью про «раскрутки»).
Исходя из этих определений, понятно, почему почти не встречается фобий самолётов. Просто для фобии (напоминаю - фобии в терминологии НЛП) требуется, чтобы человек сам пережил угрозу. А после авиакатастроф редко остаются выжившие. Среди моих знакомых есть только один человек, у которого могла бы образоваться аэрофобия - их самолёт вдруг сбойнул и нырнул с десяти километров до двух, прежде чем пилоты что-то смогли исправить.
С другой стороны, поводов для страхов самолётов у нас предостаточно. Просто посмотрите новости - самолёт рухнул тут, разбился там, улетел и не вернулся здесь… Или вот недавнее: пилоты искренне и с отягощающими подробностями
рассказывают про состояние нашего авиапарка. Как в погоне за наживой наши доблестные кормчие заставляют пилотов летать сверх нормы, так что те засыпают за штурвалом, как пересаживают на просроченные машины и пускают их в полёт с кучей неисправностей. А мне, кстати, скоро именно нашими самолётами и лететь. Ладно, будем вырабатывать иммунитет к страхам. Деваться то некуда.
Процитировать пост: