Выставка "Драгоценности! Блеск русского двора" Исторический музей. Часть 4-я.

Jan 17, 2025 16:42

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1711252.html

Кстати, много вещей с этой выставки было из собрания князей Юсуповых.
В этом ноябре я была в Питере - и мы как раз по дворцу Юсуповых гуляли. Там и выставка, посвященная убийству Распутина была, но и о коллекции тоже речь идёт. Помимо потрясающих интерьеров.
Рассказ вот тут:
https://akostra.livejournal.com/1703879.html
https://akostra.livejournal.com/1703945.html
https://akostra.livejournal.com/1706229.html
https://akostra.livejournal.com/1706321.html

Например, там был личный театр. Он и сейчас функционирует.
Днём это как чатсь экспозиции функционирует, а вечером тут спектакли.


Но возвращаемся в Москву - к выставке в Историческом музее

Кристина Робертсон
Портрет княгини Марии Фёдоровны Барятинской
1841


Интересный головной убор.


Шарль-Франсуа Жалабер
портрет Надежды Михайловны Половцевой
Первая половина 1870-х гг.

Надежда Михайловна Половцева (1843-1908) урождённая Июнева (по другой версии - Юнина), согласно семейному преданию, приходилась внебрачной дочерью великому князю Михаилу Павловичу от некоей фрейлины. Половцева стала приёмной дочерью и воспитанницей барона А.Л. Штиглица

Мы были на экскурсии в доме Половцевой, который приёмный отец (крупнейший российский финансист) приобрёл в качестве приданного. Муж оказался ещё и коллекционером и ценителем искусства, в общем домик ещё и переделали со вкусом.
Вот тут несколько постов о нашем посещении особняка
https://akostra.livejournal.com/1676429.html
https://akostra.livejournal.com/1676585.html


Ну, и одно фото одного лишь одного зала особняка Половцевой


А это Малая нотная библиотека оттуда же


Возвращаемся на выставку.
Очень эта картина понравилась

Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945)
Портрет М.П.Абамелек-Лазаревой
Около 1900 г.

Мария Павловна Абамелек-Лазарева (1876/77-1950/55) - княгиня, дочь князя Сан-Донато Павла Павловича Демидова (1839-1885) и Елены Петровны Трубецкой (1853-1917). С 1897 года жена князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева.


Веер складной с монограммой ОД под княжеской короной
Фирма "Rodeck"
Австрия 1880-е гг.

Дерево, шёлк, гуашь, серебро, перламутр.
Поступление из собрания князей Долгоруких


Платье вечернее цвета цикламен
Россия, 1908-1910 гг.
Муар, шифон, стразы, бисер, блёстки
Поступление из Строгновского дворца


Портбукеты получили широкое распространение в XIX - начале XX века. Этот аксессуар предназначался для того, чтобы дольше сохранять свежесть небольших букетов живых цветов. В чашу портбукета вкладывали мох, смоченный водой, питающий растения, надежно закреплённые при помощи длинной шпильки, каковой было снабжено большинство изделий. К ручке присоединяли кольцо на цапочке, которое надевали на палец, чтобы предотвратить падение букета, если дама случайно выронит его.

Портбукеты изготовляли в самых разнообразных материалах и техниках. С живыми цвкетами они становились прекрасным дополнением костюма. Популярность этого аксессуара также связана с распространением в начале XIX столетия в Европе и России мода на цветочные акрограммы - зашифрованные послания, составленные по первым буквам названий цветов.

Один из представленных на выставке портбукетов снабжён встроенным карне - специальной книжечкой для записи танцев на балу, страницы которой выполнены из кости. Последнюю обязательно дополнял небольшой карандашик, в данном случае он ввинчивается в рукоятку портбукета. Карне - необходимый предмет на балах, поскольку очерёдность обещанных танцев никак нельзя было перепутать.




Я вообще-то думала, что эти портбукеты больше для петлицы мужского костюма.
И Мэри, с которой мы были на выставке, прислала  мне интересную статью об Эркюле Пуаро, точнее о Давиде Суше и его персонаже.
https://steamage.ru/pub/AnastasiaSemenuta/porte-bouquet/index.html

Фото и текст ниже из этого поста:


А ведь эта деталь, эта булавка на лацкане под названием porte-bouquet (франц.), которую еще называют «викторианской вазой» или попросту бутоньеркой (так называют сейчас именно мужской вариант), или по другому tussie mussie (америк.) стала самым излюбленным аксесуаром знаменитого детектива. А так как классический портбукет, представляющий собой крепление для миниатюрного букета в форме воронки с креплением, появился в Европе во Франции в XVIII веке, то и называть его будем портбукетом.

Считается, что портбукет - это общее название аксессуара-держателя для букетика цветов. Он мог носиться как шатлен - на талии, корсаже или просто на кольце или цепочке, надетой на руку.

Возвращаемся к выставке.

Ожерелье
Западная Европа
XIX века
Золото

Ожерелье выполнено в так называемом археологическом стиле, который появился в XIX веке вследствие значительных археологических открытий и большого интереса к воспроизведению предметов ювелирного искусства ранних эпох с исторической точностью. Одной из первых в этом направлении стала спецаилизироваться римская фирма Кастеллани. Её основатель Фортунато Пью Кастеллани изучал и возрождал древние ювелирные техники и использовал их в скоих украшениях. Создаваемые им изделия снискали большую популярность в высшем обществе, что привело к появлению многочисленных подражателей его творчества.


Браслет (слева)
Мастер Самуэль Арндт (?) (1812-1890)
Россия, Санкт0Петербург
Середина XIX века
Золото, сапфиры, бриллианты

Золотой браслет из чешуйчатых звеньев с рельефным тиснёным орнаментальным узором является ювелирным укаршением-трансформером. На его шине в центральной части при помощи винта закреплена ажурная композиция из крупного сапфира в окружении переплетающихся лент из ажурных листьев, усыпанных бриллиантами.

Браслет (справа)
Россия, Санкт-Петербург
1845
Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг

В эпоху романтизма браслеты стали одним из самых распространённых видов ювелирных изделий.
В 1840-е годы они могли быть единственным украшением в туалете модницы. Браслеты ноисли по-разному: одиночные, парные или по несколько штук на каждый руке.


Браслет
Россия
Около 1850 г.
Золото, бриллианты, тигровый глаз, эмаль



Браслет
Западная Европа или Россия
Середина XIX века
Золото, эмаль, жемчуг, бриллианты


Браслет
Западная Европа
Середина XIX века




Браслет
Западная Европа или Россия
Середина XIX века
Золото, эмаль, алмазы огранки "роза"

Браслет с декором в виде головы собаки, держащей в зубах висячий замок-мадельон в виде сердца, имеет символическое значение. Эта композиция можеть быть интерпретирована как символ верной любви. Содержимое медальона утрачено, но, как правило, в них хранили миниатюрный портрет любимого или прядь волос.


Гавриил Иванович Яковлев
"Портрет Ю.В.Теляковской"
Юлия Васильевна Теляковская, урожд. Каншина (1820 - 1908), дочь купца получившего дворянство Василия Семёновича Каншина и его жены Веры Николаевны N. Жена Аркадия Захаровича Теляковского (1806 - 1891), военного инженера, генерал-лейтенанта, учёного фортификатора, профессора. Мать последнего директора Императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского (1860 - 1924).

Портрет поступил в собрание Эрмитада как работа неизвестного художника; атрибуция ( с учётом владельческой легенды и стилистических особенностей) И.Г.Котельниковой (1996).

Необычно украшение причёски и лифа живой листвой.


Вот тут и портбукет, и тьма браслетов. И вновь на браслете портрет


И тут же рядом
Гавриил Иванович Яковлев
"Портрет А.З.Теляковского"
1848


Шикарный веер.
Модерн был недолог, поэтому тоже не так много вееров такого фасона

Веер

Фирма "Ernest Kees"
Франция 1900-е.
Черепаха, тюль, кружево, блёстки
Из собрания князей Юсуповых.


Два платья - одно "лицом" к нам, второе - "спиной"


Платье бальное
Модный дом "Paquin"
Франция, Париж
1910
Газ, тюль, атлас, бисер, стеклярус, бусы, блёстки






Второе платье, то, что спиной было на фотографии с двумя платьями

Платье вечернее
Модный дом "Callot Soeurs"
Вот тут нашла целый альбом с платьями этого дома
https://vk.com/album-1179772_177330561
Франция-Париж, 1911-1913 гг.




Платье бальное
Модный дом  "Callot Soeurs"
Франция, Париж
1911-1912 гг
Шифон, атлас, блёстки, галун, металлическое кружево, бисер, вышивка.








Веер складной
Франция 1900-е
Рог. тюль, блёстки, медь, стразы, вышивка


Веер
Франция
1900-е гг.
Рог, газ, шёлк, блёстки, шнур, пайетки, металл
Из собрания графа Воронцова-Дашкова


Веер-бризе складной
Франция
1830-1840-е гг.
Рог, золото, серебро, бирюза, яшма, малахит, аметисты, изёмруды, рубин, агат, стекло, эмаль, ткань


Веер-бризе складной
Франция
1830-1840е гг.
Рог, золото, жемчуг, бирюза, эмаль, ткань

Стрельчатая форма ажурных пластин из рога напоминает об увлечении готикой, распространённом в эпоху историзма. Такое оформление вееров отвечало общей моде 1830-1840-х гг.  на крупные золотые украшения, декорированные цветными камнями и эмалью.
Тип веера-бризе представляет собой конструкцию, собранную из жёстких пластин, соединённых лентой. Сам термин brise в переводе с французского означает 1воздух", "дыхание", "овевание"


Диадема
Западная Европа
Первая половина XIX века
Золото, смальта, бисер, ткань

Диадема
Западная Европа
Первая половина XIX века
Золото, серебро, бирюза, бриллианты, жемчуг, твань

Диадемы выполнены в виде веточек с цветами и листьями. В обоих случаях центральный цветок крепится на пружине, благодаря чему покачивается при движении. Обратная сторона аксессуаров затянута сеткой во избежание запутываниях их деталей в причёске.
К кольцам на концах украшений прикреплены узкие ленты, с помощью которых диадемы фиксировались на голове.


Брошь-подвеска
Франция
около 1890
Золото, платина, бриллиант, алмазы огранки "роза", жемчуг, эмаль


Брошь-подвеска
Россия, Москва
1908-1918 гг.
Золото, демантоиды, эмаль

Лёгкая, изящная брошь-подвеска выполнена из золота в стиле модерн: в виде завитков с листочком, покрытым полупрозрачной эмалью пастельных тонов, и цветами из демантоидов.

Демантоид - редкая, удивительная по цвету и красоте разновидность граната. Необычный ярко-зелёный оттенок, потрясающая эффектная игра и блеск при искусственном освещении, обусловленные высоким коэффициентом преломления и сильной дисперсией, сделали этот минерал камнем эпохи модерна. Месторождение демантоидов, обнаруженное в 1874 году на Урале, в течение длительного времени считалось единственным в мире. Получив огромную популярность в России, в конце XIx - начале XX века этот камень стал широко экспортироваться. Несмотря на то, что в XX столетии демантоиды были обнаружены за пределами России, отечественные минералы считаются исключительными по чистоте цвета и оптическим эффектам.



Брошь-подвеска
Франция
Около 1890 г.
Золото, платина, бриллиант, алмазы огранки "роза", жемчуг, эмаль


Ну, это моя любовь - змейки! Да ещё и синенькие!! Заверните мне, пожалуйста!

Подвеска "Клубок змей"
Рене-Жюль Лалик (1860-1845)
Париж
1901 г.

Поступление в 1921 году из Музея А.Л.Штиглица; в 1902 году куплена у автора для Музея прикладного искусства Училища технического рисования барона А.Л.Штиглица.

Штиглиц - тот самый, чья приёмная дочь Юлия получила в приданое от него роскошный особняк - в этом посте выше я об этом писала.
Но мы так же были на экскурсии в Академии Штиглица - художественная академия
Тоже очен красивое здание, специально построенное под художественное училище. Одна стеклянная крыша чего стоит!!
Вот тут пост: https://akostra.livejournal.com/1681282.html


А теперь рассмотрим подвеску

Мотив переплетающихся змей встречается в творчестве Рене Лалика неоднократно. Известны украшения и эскизы, датируемые 1897-1902 гг.
Подвеска изготовлена ювелиром, когда он находился в зените своей славы. Лалик - автор многих новых идей в ювелирном искусстве. Коомпозиции его работ всегда хорошо продуманы, а их техническое исполнение безупречно. Известно, что он сам изготавливал сплавы для своих изделий, предпочитая золото 750 пробы. Для украшений с плоским рельефом, таких как "Клубок змей", мастер использовал пластины толщиной от 1,5 до 2,5 мм, тщательно обрабатывая края деталей.

Подвеска состоит из нескольких частей, соединённых между собой едва заметными штифтами, что позволяет телам змей изгибаться, создавая мллюзию шевелящегося клубка. Эта подвижность заставляет дополнительно бликовать эмаль, оживляя змеиную кожу. Чтобы добиться глубины и нюансов цвета, Лалик наносил эмаль тончайшими слоями, непревышающими 0,1-0,3 мм. Используя сине-голубой и зеленоватый тона, сочетая их и толщину слоёв эмали, художник смог приблизиться к натуралистичному изображению змеиной кожи.

Произведение совершенно в своей эсетике отталкивающего. Разинутые пасти змей, их переплетающиеся тела заставляют любоваться тем, что в действительности должно ужасать.

В Музее Лалика (Париж) хранится эскиз этой подвески, датируемый около 1898-1899 гг.

Единственное отличие реального произведения от проекта - барочныке жмчужины, которые держат в пастях верхняя и нижняя змеи. Также к подвеске выполнена цепт из круглых звеньев, покрытых эмалью в соответствующей змеям цветовой гамме.



Всё! Закончила рассказ о выставке!

Выставки, История, Живопись, Искусство, Я фотограф

Previous post Next post
Up