За возможность посетить спектакль огромное спасибо Марине Казаковой (
https://vk.com/id41142910) и сообществу Московские блогеры МоскваЛюблю (
https://vk.com/moskvalublu) (там всегда много приглашений на различные мероприятия).
Мечтала посмотреть эту постановку. Во-первых, очень люблю спектакль "Чающие движения воды" Фоменок (
https://akostra.livejournal.com/1571602.html), поставленный также по "Соборянам". То бишь сюжет знала. Роман просмотрен был по диагонали перед той премьерой. Сложен Лесков для меня. Во-вторых, постановщик гоголевской версии и по совместительству исполнительница роли матушки Полина Агуреева также из фоменок. Вообще , как выяснится, тут будет аж четверо артистов, которых я видела на сцене фоменок.
К тому же "Соборяне" не пьеса, а большой роман. Дословно его и захочешь, а не поставишь. Было интересно, на чем будут сделаны акценты.
Главная радость, что у фоменок, что здесь - совершенно чудесные отец Савелий и его жена. Они должны быть и благостные, но и живые, практически святые, но не безгрешные. Агуреевой этот образ безумно идет. Чудесная до невозможности. Но и Илья Шакунов очень понравился, а это было главным опасением. Если не очаруешься отцом Савелием, то вся история теряет смысл. Вот жил "простой" священник, каким образом он в глазах людей обретает святость, где тот момент, когда жизнь перетекает в житие?
Мудрый, осознающий ситуацию, что не наука враг церкви (и уж тем более Варнава), и не приверженцы раскола, а то, что православный люд сам не ходит в церковь. Сам отец Савелий прекрасно знает анатомию, он не может быть против скелета для изучения. Мило, как он осаживает Захарию (Максим Литовченко) и Ахиллу (Алексей Вертков). Они, скорее, злятся от своего же бессилия. Они какие-то вещи приняли на веру, а ученики задают каверзные вопросы. По существу это философские сложные вопросы. И однозначного ответа нет. Наука есть, она развивается. Но и не редки случаи, когда известнейшие ученые, делавшие важнейшие открытия, в итоге приходили к Богу. Ибо чем больше узнаешь Вселенную, тем больше поражаешься, кто же ее создал?
Конфронтация Варнавы и Ахиллы в обоих постановках главный экшн. И в обоих чувствуется, что это даже не вопрос в скелете как таковом, а вопрос принципа - кто прав?. Не будь скелета, нашлась бы другая причина. Причем как бы они не выясняли отношения, потом на застолье они окажутся рядом, и один другого заботливо отведет домой. И оба же наотрез откажутся писать донос. Хотя казалось бы - на войне все средства хороши. Но в том-то и дело, что здесь не война. А скорее спор друзей на кухне.
Оба актера очень хороши! Антон Лызо играет на грани карикатурности, но яркость завораживает. А также тараторит, но все понятно!! Вот ведь дикция! А Алексей Вертков Ахиллой такой представительный, недалекий, простоватый и чувствительный одновременно! Прелесть же!! Надо уже "Хитровку" посмотреть.
Хронометраж спектакля невелик, да, создатели довольно схематично-карикатурно вывели этого Варнаву и всех сторонников науки. Западников. Наверное, слепое следование и восхищение как Эллочка Людоедка всем заграничным смешно. Но тут меня немного удивила фраза, что они считают, что в России ничего и не изобретено, все что есть свое - это дым. В фоменковской трактовке "Дымом пахнет" - это про витающий в воздухе запах перемен. И в обществе с развитием науки. Вплоть до революции. Общество нуждалось в переменах.
И перемены гряли и в Старгороде. И не учитель Варнава с его скелетом были тому виной. В этом спектакле это меньше чувствовалось, а в постановке фоменок меня прям поразило, ведь не Варнава написал донос на отца Савелия, да даже Данилку сложно обвинить. Главное зло у фоменок (и у Лескова?)совершенно пришлый товарищ. Который по случаю тут оказался, но если он тут крамолу найдет и выслужится перед начальством, то получит рост в карьере. Ему вообще начхать на этот город, а отец Савелий ему фиолетов. То есть все перемены произойдут от совершенно случайного чьего-то желания выслужиться.
У Агуреевой эту функцию добытчика доноса взял Лекарь (Павел Комаров). Его было так мало, что если б я не смотрела дцать раз версию фоменок, я бы и не поняла, что произошло. Тут он как представитель науки гнобит представителя церкви? Я, если честно, даже толком и не разобралась с его персонажем.
Порадовалась забавному отцу Захарию . Его играет тоже фоменковец Максим Литовченко. С его ростом и представительностью забавно видеть в кротком образе. Ну, и стих!!
Отдельная радость Плодомасова и Николай. Наталья Егорова своей харизмой - помещица, привыкшая повелевать, но и умная, не самодурша. Немного в ее адекватность внесла сомнений сцена со сватовством. Но Плодомасова именно тот единственно умный человек в окружении отца Савелия, кто даже если и не во всем абсолютно прав, но с кем можно поговорить. Как не прекрасна Наиашенька Агуреевой, рассуждать на равных с отцом Савелием она не может. Она сердцем любима. Ну, и в принципе рада видеть на сцене старую гвардию в силах играть. И как играть! Браво!
И совершенная неожиданность и в плане героя (Николая в версии фоменок нет), и в плане актера - Марк Бурлай. Играть карлика - низенького роста, с маленькими ручками - чисто даже физически шикарное преображение, но и герой яркий!! Со своими чувствами и гордостью. А вязание?!!! Я в полном восторге. Но ведь я Марка знаю и по сцене все тех же фоменок - еще студенческий "Генрих IV. Сцены" и "Испанцы в Дании". Шикарнейший спектакль "Маркес без слов" (а ведь там и фильм снят, только я так и не понимаю, как его посмотреть, хоть и участвовала минимально в сборе средств). (вот тут мой отзыв
https://akostra.livejournal.com/1321720.html). Ну, и на Симоновской сцене Вахтангова "Комедия о вдове" (кстати, рада, что она все же идет и сейчас, после трагедии с Анастасией Голиковой спектакль не сняли. Надо сходить) (вот тут мой отзыв
https://akostra.livejournal.com/1481833.html) . В общем Марк тут для меня полнейшая неожиданность, приятнейший сюрприз. Но и сама роль, повторюсь, яркая.
Данилка. Забавно, что здесь он одновременно и Иуда, и юродивый, и практически ангел, отводящий на небо... Но опущено (или я пропустила), с чего он стал подаяние просить, а когда не давали, пошел на разбой? От него отвернулись именно оттого, что он донос тот подписал (хоть Лекарь его и заставил силой, но кому до этого дело?). Александр Хохлов.
И как говориться the last but not least. Юрий Башмет и его оркестр. Поначалу думалось, что ну, это как-то слишком круто для спектакля целый оркестр, да еще какой. Но завершающая сцена совершенно завораживает!! Начинается с а капелла с запевающей Агуреевой (а мне всегда нравилось, как она поет), плюс Наталья Егорова. И Варвара Наносова же тоже? (она генеральшу играла). И подхватывается музыка оркестром. Во-первых, это же надо тональность держать как, во-вторых, эффект от пения и игры оркестра просто ошеломляющий. Хочу запись!! Остаться и слушать бесконечно...
Спектакль не простой. Темы сложные. Скорее заданы вопросы, чем даны четкие ответы. Явно потом обдумывать.
#moskvalublu #москвалюблю #полинаагуреева #театргоголя #максимлитовченко #маркбурлай #алексейвертков #натальяегорова #соборяне #ильяшакунов #юрийбашмет
И ещё фото от моей подруги