Предыдущая часть вот тут:
https://akostra.livejournal.com/1682789.html Я, конечно, наслышана о Волковском театре в Ярославле. Даже проходила мимо, но ни в театре не была, ни о Волкове ничего не знала.
История Волковского театра восходит к кожевенному амбару, в котором, по преданию, два с половиной века назад молодой сын костромского купца Фёдор Григорьевич Волков с братьями и друзьями начал устраивать в Ярославле театральные представления. Первое из них прошло 10 июля 1750 года в кожевенном амбаре отчима Фёдора, купца Полушкина - это была «Эсфирь» Жана Расина в переводе Фёдора Волкова. Специальное театральное здание («театральная хоромина») открылось на Никольской улице[5] 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев», были изготовлены костюмы, декорации; сложился постоянный репертуар. Слух о молодых ярославцах дошёл до императрицы Елизаветы Петровны, которая в январе 1752 года вызвала их в Петербург специальным указом. С тех пор основатель театра в Ярославль больше не возвращался.
Театр Фёдора Волкова в Ярославле принято считать первым русским публичным общедоступным профессиональным театром. Разумеется, в те времена в России существовало немало театральных трупп, прежде всего иностранных, «баловались театром» школяры, нередки были разовые постановки театральных действ «по случаю». Тем не менее, ярославский театр Фёдора Волкова считается первым. Именно он впервые отвечал всем характеристикам, заложенным в определении - Русский Публичный Профессиональный Театр. Русский - потому что здесь русские актёры играли пьесы на русском языке. Публичный - потому что он был общедоступным, в отличие от театров дворцовых, домашних или школьных; ранжир публики в зале зависел именно от цены на билет, а не от социального статуса. Профессиональный - потому что актёры получали зарплату за свой труд, актёрство стало их профессией. Наконец, Театр - потому что это была не труппа, не отдельная постановка, а именно театр с организационной точки зрения - с постоянным репертуаром, с билетным хозяйством, со всей «матчастью» - зданием, декорациями, костюмами (когда «волковцы» уезжали по вызову Елизаветы Петровны в Петербург, одних костюмов набралось на 19 подвод).
Ну, не вернувшись в Ярославль, Волков организовал в Петербурге театр, который потом перерос в Александринский.
Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа (10 сентября) 1756, первоначальное название - «Русский театр для представлений трагедий и комедий». Труппу возглавил «отец русского театра» Фёдор Волков, директором театра стал драматург А. П. Сумароков. С 1759 года театр получил статус придворного.
Здание театра построено в 1832 году.
Историчность сохранена в том числе и в названии мест. Партер-с!
В XIX веке дамы прибывали в театр в экипажах, перед "высадкой" приводили себя в порядок.
Для удобства прекрасного пола архитектор Карл Росси придумал коридор-заезд для карет. Тут дамы могли прихорошиться и уже из кордиора войи в театр.
Идея хорошая, но даже в те времена пропускная способность в 1 карету была неудобной.
Вскоре это место замуровали.
Коридор стал использоваться для других нужд.
Сейчас тут бюст Карла Ивановича Росси (архитектора здания).
Фото труппы рубежа XIX - XX веков
Вот Мамонт Викторович Дальский. Тогдашний краш.
Герой-любовник, но и вообще шикарный актер
В романе «Хождение по мукам» А. Н. Толстой написал о нём:
Душой этих ночных кутежей был Мамонт Дальский, драматический актер, трагик, чье имя в недавнем прошлом гремело не менее звучно, чем Росси. Это был человек дикого темперамента, красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый. За последние годы он выступал редко, только в гастролях. Его встречали в игорных домах в столицах, на юге, в Сибири. Рассказывали о его чудовищных проигрышах. Он начинал стареть. Говорил, что бросает сцену. Во время войны участвовал в темных комбинациях с поставками. Когда началась революция, он появился в Москве. Он почувствовал гигантскую трагическую сцену и захотел сыграть на ней главную роль в новых «Братьях-разбойниках». Со всей убедительностью гениального актера он заговорил о священной анархии и абсолютной свободе, об условности моральных принципов и праве каждого на все. Он сеял по Москве возбуждение в умах…
Про смерть
Как передают очевидцы, Дальский погиб при таких обстоятельствах.
Когда артист проезжал на трамвае по Б. Никитской ул., против Чернышевского пер., то вследствие сильной тесноты его кто-то столкнул с площадки, и он попал под колёса вагона.
Дальского подняли в предсмертной агонии, и он вскоре скончался.
Тело покойного было доставлено в Брюсовский госпиталь, а оттуда перевезено в церковь Рождества Христова в Кудрине, где сегодня в 1 ч. дня будет совершена панихида.
Ещё одна звезда труппы - Владимир Николаевич Давыдов
Мужчина представительный. Был горд, что на этой фотографии он в жилетке, в которой то ли поступал в театр этот, то ли оканчивал гимнащию. Ну, в общем из юности. Секрет прост - жилеточка на спине распорота.
Росси же оборудовал театр отоплением и общественными туалетами. Теперь дамам не нужно было таскать с собой в театр горшок.
Раньше же в туалет сходить - дамы путешествовали со своим скарбом, включавший не только пудру, но и горшок. При помощи служанок дамы могли отправить естественные надобности прямо в зрительном зале во время представления. Платья длинные, служанка под него размещала горшок. Справедливости ради надо сказать, что дамы никогда не сиделаи в партерах - только в ложах и на ярусах. Не то чтобы служанки по партеру с горшками сновали.
Но Александринский театр прогрессивный - тут были устроены туалеты уже в 1832 году!
А вот это отопительные "батареи"
Тут ещё и пол примечательный. Выложен из обтесанных каменных плит - лещадей. И то ли серый русский мрамор, то ли ещё какой-то редкий камень - не успела записать на экскурсии, а сейчас не могу найти точной информации.
Ну, и кроме того по этим плитам ходили Пушкин с Достоевским и иже с ними, не считая монарших особ.
Зеркало тут не только для красоты. Тут был вход в императорскую ложу.
Императорская ложа.
Универсальный ключ! Открывает ложи
Вот туда, например
Ну, типа я с царской ложей...
Фойе очень красивое. Но и здесь в антрактах, а также до представления проходили действа. Тогда в театрах проводил весь день. И не было четкого прибытия гостей. Если спектакль начинался в 7, то некоторые гости приезжали в 5, для них и проводились ещё представления в фойе, а остальные подтягивались, кто как хотел. Каждое место закреплялось, никто другой не пог туда сесть, а хозяин мог приехать и в 22 часа.
Но и артисты прямо посредь монолога Гамлета могли поздороваться со знакомым из зрительного зала, обсудить какие-то вопросы.
Пушкин
Симпатшный зал для тусовки.
Это фойе было для Императора и других высоких гостей.
И двери тут внутрь роскошные, а с внешней стороны просты - дабы по ту сторону не догадывались, что здесь что-то происходит.
Вид красивый.
Ну, вот мы и в царской ложе.
Царь.
Вид на люстру.
Народ собирался в театр потусить, представление часто вообще не смотрели.
НАпример по бокам сцены ложи. Так вот даже на самом верху - полукруглые окошки - это ложи. И в одной из них собирались, например, дочери императора. Видно оттуда ровно ничего, но зато дамы получали возможность без мужских глаз пообщаться.
Ложи выкупали на год. И могли приходить, когда вздумается. А могл не приходить. Пушкин вот выкупал ложу номер 3. По-моему тут второй "ярус" снизу. А жене ложу 5.. Ну, разный досуг.
И поэтому же много ярусов, а на последних ничего не видно. Не смотреть представление сюда приходили! :-)))))
Фото на память.
Императорская ложа. НАд местами для Императора - герб.
Ещё одна люстра в фойе.
Мы забрались на верхний ярус. Большая люстра зхрительного зала вблизи.
Вид вниз. Под нами Императорская ложа.
В Александринском театре есть музей театрального костюма. История долгая у театра, экспонатов поднакопилось...
Прервусь. Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1683185.html