Выставка "Искусство манги" 4-я часть

Dec 06, 2023 13:45

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1650750.html

Мидзуки Сигэру
(1922 - 2015)

Именно ему приналдежит заслуга популяризации образа ёкаев (сверхестественных существ) в современной манге.

За 93 года своей жизни он успел создать множество историй, но наибольшую известность ему принесла работа "Китаро с кладбища (Гэгэгэ-но Китаро)".
Мидзуки Сигэру был увлечён ёкаями всю свою жизнь, являлся председателем  Всемирной ассоциации ёкаев и создал "Энциклопедию японских ёкаев", в которую вошли около 1000 сверхъестественных существ.

Одноглазый мальчик Китаро - главный герой самой известной манги Мидзуки Сигэру. Сначала эта манга выходила для камисибая. Китаро может показаться обычный мальчиком, но на самом делея является ёкаем. Его отец выглядит как глазное яблоко с руками и ногами. И он всюду сопровождает своего сына - Китаро.

Вот на этом рисунке Китаро со своим отцом (Стоит на голове сына!).

"Станция Киото. Из серии 53 станции Ёокайдо" Мидзуки Сигэра. 2003 год.

И это работа на мотив старииной серии гравюр.



А вот и оригинал:
Станция Киото из серии "53 станции тракта Токайдо" Утагава Хиросигэ (1797-1858) 1833-1834 гг.

В 2003 году Мидзуки Сигэру создал серию гравюр, которые изображают ёкаев из его знаменитых циклов манги. Эти работы имеют ограниченный тираж в 200 экземпляров и созданы по традиционной технологии. Сигэру перенёс ёкаев в пейзажи японского художника XIX вка. Утагавы Хиросигэ.

Токайдо - это "восточный путь" - дорога где-то между Киото и Эдо (Токио).



Тэрэби-кун (телевизор-мальчик) - оригинальный рисунок Мидзуки Сигэры с его автографом.



И вновь версия Мидзуки Сигэры



И оригинал



Мне очень такие интерпретации старинных гравюр нравятся.
Найдите 10 отличий.




Ёкаи в основном враждебно настроены по отношению к человеку, но в зависимости от времени и обстоятельств могут покровительствовать людям.
Считалось, что ёкаи появляются в опасных для человека местах - в реках, озёрах, морях, горах (особеннов во время снегопадов). Ёкаев можно было встретить и в доме человека.

При создании образов ёкаев Мидзуки Сигэру во многом опирался на работы японского художника XVIII века Торияма Сэкиэна.

В Японии существовала богатая традиция создания иллюстрированных свитков, посвящённых сврехъестественным существам. Многие из них прямо или косвенно повлияли на работы Мидзуки Сигэру.

Нурарихён - лидер ёкаев (так считается в современных источниках).



Он же



Анакамэ - один из самых необычных японских ёкаев. Считалось, что он высасывает слизь и грязь из бань и отхожих мест.








Вновь обращаемся к старинному свитку



Акасита - ёкай с красным языком, который прячется в тёмном облаке.




Ёкай оядзиромэ имеет один глаз на затылке и лапу с одним когтем.



Камикири. Подкрадывается к людям сзади и отрезает им прядь волос.



Нэкомата (слева) - ёкай в виде кота с раздвоенным хвостом. Упоминание о нём встречается уже в XIV веке. Тогда считалось, что он пожирает людей. Рядом кицунэ - дух лисы.
В предыдущей части рассказаоб этой выставке я как раз разбирала гравюру с котиками. Вот там и нэкомата фигурировала.





Осаму Тэдзука
(1928 - 1989)

Появление этого художника не только изменило стиль детской манги, но и задало вектор развития всей индустрии на долгие годы. Его образование не было связано с творческой профессией - Тэдзука окончил медицинский университет, но уже на первом курсе начал публиковать четырёхкадровую мангу - ёнкому.

Тэдзука рос под сильным влиянием "Норакуро" Тагавы Суйхо и анимационных мультфильмов Уолта Диснея, которого просто боготворил. Он отличался высокой работоспособностью, создавал мангу в разных жанрах и за свою жизнь нарисовал не меньше 150 000 страниц - за это его часто называют "богом манги". Кроме того, именно он положил начало экранизации манги в форме телевизионных сериалов.

В 1947 году вышла первая профессиональная работа Осаму Тэдзуки - манга "Новый остров сокровищ" по сценарию Сакаи Ситимы. В отличие от многих работ того времени, это была история длиной почти в 200 страниц. Драматическая композиция и использование кинематографических приёмов произвел настоящую революцию в мире манги.

"Новый остров сокровищ" выходил в формате недорогих книг акахон и стал бестселлером - манга разошлась небывлым для того времени тиражом в 400 000 экземпляров. На самом деле читателей было ещё больше, ведь книги можно было брать напрокат.



Целлулоидный кадр с изображением главного героя аниме-сериала "Могучий Атом" по одноименной манге Осаму Тэдзуки.




И нет, я не поменяла темы.

Слева наша Жар-птица из мультика - справа - Феникс авторства Тэдзуки.
И да, автора манги вдохновил советский муьтфильм.



В Японии были свои Фениксы



Но работая над своей мангой, он вдохновился западными источниками.



Он высоко ценил советский мультфильм "Конёк-горбунок"
https://ok.ru/video/3723232558

А также балет Стравинского




Прокатная манга.

Культура аренды книг, зародившаяся во второй половине периода Эдо (1603-1868), получила продолжение в конце 1940-х - начале 1950-х, когда на первый план вышли касихонья. Тогда мало кто мог позволить себе регулярно покупать новые книги и журналы, а в таких магазинах можно было за небольшую плату взять их в аренду. Со временем чисо точек проката достигло 30 000. Особенно высокий доход приносили книги с мангой для детей. Спрос на мангу и её доступность заложили основу нового этапа развития манги в конце 1960-х.

В 1960-е круг читателей манги расширился - ею начали интересоваться подростки и юноши. Одним из ведущих направлений становится гэкига - серьёзная и реалистичная манга, ориентированная на молодёжь, а не на детскую аудиторию. Это стало поворотным моментом в утверждении различных драматических жанров в японской манга-индустрии.

Термин "гэкига" был введён Ёсихиро Тацуми (1935-2015) для разграничения с мангой для детей. Сначала гэкига появились в пунктах проката книг, а затем в специализированных журналах для молодых людей. Их популярность была настолько высока, что они могли соперничать с традиционными романами.

Разнообразие видов и форм манги, конечно, поражает.



Манга для девочек

На развитие манги для девочек (сёдзё) в значительной степени повлияли образы, которые транслировали журналы 1920-х годов. В то время росло число девоек, получавших образование. При этом в традиционном японском обществе царили патриархальные взгляды - повзрослев, девочки должны были соответствовать концепции "хорошая жена и мудрая мать".

Именно тогда, благодаря журналам, начал формироваться идеальный образ современной девушки: это были школьницы 12-17 лет - чистыке, наивные, сентиментальные, с преувеличенно женственными и одновременно детскими чертами.

Большую роль в популяризации образа девушек сыграл художник Дзюнъити Накахара (1913-1983). В 1932 году он стал иллюстратором в журнале Shojo no Tomo. А в 1954 году основал журнал для женщин Junior Soleil. Накахара занимался не только иллюстрациями, но и дизайном одежды. Он приобрёл особую популярность, благодаря образам красивых девушек с подчёркнуто большими глазами и томными взглядами. Это оказало значительное влияние на эстетику сёдзё-манги



Сейлор-мун довольно знаковая манга - она оживила жанр маха-сёдзё - девушек-волшебниц, а тут ещё и довольно активная, да ещё и целая команда.

я не сфотогафировала текст о сериале с выставки.

Но если не ошибаюсь, это чуть ли не первая женщина-мангака, которая вывела такого рода мангу.

На выставке можно было ещё послушать инетрвью с изветсными мангаками. Я до послушать не дошла, но там была цитата её.

Характеризует уровень загруженности:

Наоко Такэути (род. 1967)

Её манга "Сейлор Мун" выходила раз в месяц в течение шести лет в журнале Nakayoshi, с 1991 по 1997 гг.

"Манга и аниме сериализировались параллельно, и конечно, в процессе работы у меня наступали трудные периоды. Я даже готова юбыла всё босить. Однажды я в слезах сказала, что никогда больше не буду рисовать, чем сильно всех обеспокоила. Меня спросили: "А как же журнал?", и я ответила: "Ну, и что? Я больше не могу, я ухожу!" Но услышав вопрос: "А как же читатели, зрители?", я остановилась...."

Ну, как бы больничные и отпуска в этот период не подразумевались...



А вот ещё про цитирование.

Сцена в разрушенном дворце в Сома: дочь Масакадо Такияся использует колдовство, чтобы собрать союзников
Утагава Куниёси (177-1861), ок. 1843-1847 гг.



"Вторжение Титана" Кэн Сиодзаки (род. 1972 г.) 2023 г.



Ещё один целлулоидный кадр.
Аниме "Инуяся"



Ещё манга-гид по выставке.

Манга есть обо всём!
Свои литературные шедевры японцы тоже перевели в формат мнаги. Например, "Повесть о Гэндзи" (где-то около 1000 год).



Но и до заграничных дошли!!



Манга "Национальный парк Хаконэ" 1934 г.



И ещё одно - вот на стене слева (кстати, выставка походит на Винзаводе, я ещёкайфую о помещений бывшего Винзавода.



Парные живописные свитки с изображением пятидесяти трёх станций Токайдо
1921 г.






Прервусь. Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1651529.html

Выставки, История, Мультики, Я фотограф

Previous post Next post
Up