Екатеринбург-2022. Часть 15-я. Музей автомобильной техники. Часть 10-я. Мото и вело. Часть 8-я.

Jun 14, 2023 13:28

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1623624.html

FN Four
1909-1910 гг.

The Fabrique Nationale d'Armes de Guerre

Компания FN Herstal возникла в маленьком городке Херсталь , недалеко от Льежа . Fabrique Nationale d'Armes de Guerre (по-французски «Национальная фабрика военного оружия») была основана в 1889 году для производства 150 000 винтовок Mauser Model 89 по заказу правительства Бельгии . FN была основана крупными производителями оружия региона Льеж, а Анри Пипер из Anciens Etablissements Pieper был движущей силой и основным акционером новой компании. В 1897 году компания заключила долгосрочные отношения с Джоном Браунингом , известным американским конструктором огнестрельного оружия.

Компания была важным производителем автомобилей в Бельгии, развитие которой продвигал Александр Галопен в качестве управляющего директора. Автомобили FN производились в Herstal с начала 1900-х до 1935 года. Производство мотоциклов FN продолжалось до 1965 года, а производство грузовиков - до 1970 года .




Hildebrand & Wolfmüller
1894-1897 гг.

Нашла информацию, что этот мотоцикл был первым серийным мотоциклом.
https://zverek-zloy.livejournal.com/7650.html
https://en.wikipedia.org/wiki/Hildebrand_%26_Wolfm%C3%BCller



Даже вот на марке он! (фот взято по ссылке выше)


Harley-Davidson 10E
1914 год

А вот нашла заметку конкретно про этот экспонат Екатеринбургского музея

Экземпляр, представленный в экспозиции Музея, был отреставрирован в США. История его «второй жизни» началась с находки оригинального двигателя. При этом двигатель был закреплен на раме мотоцикла 1926 года выпуска, вместе с коробкой передач производства 1917 года. Все вместе это представляло груду хлама, многие годы пролежавшую без движения. Реставрация мотоцикла заняла 2 года.
https://ekaterinburg.bezformata.com/listnews/stoletnyaya-legenda-harlej-devidson/59295658/



Ну, и раз уж.. Как создавалась легенда.

В начале 1901 года Уильям Сильвестр Харли (William Sylvester Harley), которому было всего 22 года, разработал проект для маленького двигателя объёмом 115 см³. Следующие два года Харли и его друг детства Артур Дэвидсон трудились над велосипедом с мотором, используя гараж в доме их друга Генри Мелка. Работа была завершена к 1903 году с помощью брата Артура. По завершении работы юноши поняли, что их творение не в состоянии покорить даже скромные холмы Милуоки без помощи педалей. По этой причине Харли и Дэвидсон решили оставить свой велосипед с двигателем как первый, не очень удачный опыт.

Вслед за этим немедленно началась работа над новым, более современным мотоциклом. Этот первый «настоящий» мотоцикл Harley-Davidson имел двигатель объёмом 405 см³ весом чуть менее 13 кг. Новая продвинутая рама была аналогична раме мотоцикла 1903 Milwaukee Merkel (сконструированного Джозефом Меркелем, создателем Flying Merkel). Трубчатая рама и двигатель большего объёма сделали новую модель Харли-Дэвидсон уже не велосипедом с мотором, а мотоциклом в современном понимании. В разработке нового мотора помог инженер Оле Эвинруд, один из пионеров американского моторостроения.

Прототип нового мотоцикла был создан в сарае размером 3 на 5 метров, который стоял во дворе дома семьи Дэвидсонов.

Позже этот легендарный сарай был поставлен в центре уже настоящей фабрики на Авеню Джуно, где он стоял много десятилетий как память о скромном происхождении культовой мотоциклетной компании. Позже, к сожалению, сарай был случайно уничтожен подрядчиками, в начале 1970-х нанятыми для уборки фабричного двора.

В 1906 году Харли и Дэвидсон построили свою первую фабрику на Chestnut Street (позднее улица была переименована в Авеню Джуно). Сегодня по этому адресу находится штаб-квартира компании. Первый завод на Авеню Джуно был деревянным зданием размером 12 на 18 метров. На этой «фабрике» в первый год было собрано уже 50 мотоциклов.

В 1907 году Уильям Харли получил высшее образование в университете Мэдисон в штате Висконсин по специальности инженер-механик. В этом же году фабрика обзавелась вторым этажом, что позволило значительно расширить производство. В 1907 году было выпущено 150 мотоциклов. Также компании удалось занять важную часть рынка, потому что в этом году удалось заключить договор, по которому Харлеи начали покупать для местной полиции.

Все мотоциклы, произведённые в 1905 и 1906 годах, были с одноцилиндровыми двигателями объёмом 440 см³. В феврале 1907 года на чикагской выставке автомобилей был впервые показан мотоцикл с двигателем V-Twin (880 см³) мощностью около 7 лошадиных сил. Эти мотоциклы были почти в два раза мощнее первых одноцилиндровых. Максимальная скорость составила около 97 км/ч. Между 1908 и 1909 продажи мотоциклов выросли с 450 штук до 1149.

В 1911 году была выпущена усовершенствованная модель двигателя V-twin. У нового двигателя было механическое управление впускным клапаном, в отличие от более ранних моделей, у которых впускной клапан открывался за счёт вакуума, создающегося в цилиндре. Объём нового двигателя был уменьшен до 810 см³, но за счёт более совершенной системы газораспределения мощность возросла почти в два раза. Большинство мотоциклов, выпущенных после 1913 года, оснащались этим новым двигателем.

В 1913 году кирпичное здание фабрики, построенное в 1910 году, было снесено и на его месте построено новое пятиэтажное здание из железобетона и красного кирпича. К 1914 году Харли-Дэвидсон стал ведущим производителем мотоциклов в США, обогнав своего главного конкурента - компанию Indian. В 1914 году продажи достигли отметки в 16 284 машин.

В 1916 году было первое документированное использование мотоциклов «Харли-Дэвидсон» вооружёнными силами. Боевики мексиканского повстанца Панчо Вилья использовали мотоциклы «Харли-Дэвидсон» для налётов на пограничные с Мексикой американские города. Им противостояли войска под командой генерала Першинга на мотоциклах «Индиан»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Harley-Davidson#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B8_(1903%E2%80%941914_%D0%B3%D0%B3.)

Indian 4hp Single
1915 год




Дальше инфа взята по ссылке: https://mototraveller.ru/2011/12/%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D1%8B-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8/
В начале XX века компания Хенди, выпускавшая велосипеды, а впоследствии - мотоциклы марки Индиан, находилась на подъеме, и во многом именно благодаря модели Индиан Сингл.
Мотоцикл как вид транспорта еще только зарождался, и Джорж Хенди и Оскар Хедстром только начинали производство Индианов. В то время мотоциклы Индиан строились на базе велосипедов компании Хенди, в раму которых устанавливался самодельный мотор, изобретенный Хедстромом. С такой компоновкой узлов мотоцикл был достаточно ремонтопригоден, и пользовался популярностью.
Надо сказать, что этот мотоцикл ждали. В первый год, после его постройки было куплено 143 штуки, потом каждый год удваивая продажи. Индиан Сингл был просто хитом.



Moto-reve "Dux"
1908-1914 гг.

АО "Дукс" Москва



Вот статья об этом Дуксе
https://dzen.ru/a/X_kDNNGpBkHKUFWq

Мотоциклы фабрики Меллера - самые массовые в Российской Империи

Одним из первых достаточно крупных производителей техники в России было акционерное общество «Дукс», основанное в 1893 г. выдающимся конструктором, организатором производства, предпринимателем, автоспортсменом и общественным деятелем - инженером Юлием Александровичем Меллером.

Уроженец Эстляндской губернии Юлий Александрович Меллер приехал в Москву в конце 1880-х. Приобретя небольшую мастерскую на Садовой, Меллер организовал сборку велосипедов.

В 1896 году велосипеды «Дукс» представлялись на Всероссийской Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Это было несколько дорожных, легкодорожных и гоночных моделей, две трёхколесных, два тандема и квадруплет. Московский велосипедный журнал «Циклист» в отчёте о выставке писал: «Все велосипеды фабрики «Дукс» выглядели изящно, имели узкую каретку, раму модели 1896 года и лёгкий вес». За свои велосипеды Ю. А. Меллер получил Бронзовую медаль выставки.

Достаточно быстро разобравшись в конъюнктуре, Меллер взялся за более популярные двухколёсные мотоциклеты. В качестве прототипа использовали модель швейцарско-английской компании «Мото-Рева», за границей же закупали двигатели, и до 1909 года выпустили две небольшие серии.

Thor Model U
1912 год
Aurora Automatic Machinery Company of Illinois



Велосипед "Паук" (Penny-farthing)
1800-е годы.

В 1870-е годы были популярны велосипеды "пенни-фартинг" - по названию моент разного диаметра. В России их называли "Паук". Посколько переднее колесо было напрямую соединено с педалями, то оно должно было быть довольно большим, чтобы развить значительную скорость. Это упрощало конструкцию, но из-за высокго и смещённогов перёд центра тяжести делало велосипед довольно опасным: с него легко можно было упасть. Садиться на велосипед и слезать с него тоже было довольно неудобно. Не даром появившиеся в 1880-х годах велосипеды современного типа рекламировались как safety - безопасные. Тем не менее англичанин Томас Стивенсон  в 1884-1886 годах совершил, как считается, первое кругосветное велопутешествие именно на таком большеколёсном велосипеде.



Оригинальные покрышки, да...



Sunbeam 4 hp
1916-1918 гг.

Марка Sunbeam (Луч солнца) была довольно известной маркой не только в Великобритании, но и в мире, ей когда-то принадлежал не один рекорд скорости, спортивные машины держали пальмы первенства на спортивных трассах на протяжении 20 лет, а легковые автомобили этой марки считались когда-то прямыми конкурентами Rolls Royce, считалось что Sunbeam выбирают господа, которые делают выбор на надёжность и качество взамен помпезности.

В 1912м году фирма начинает выпускать и мотоциклы, которые позиционируются как мотоциклы для джентльменов, и что самое интересное Джон Марстон впервые в жизни, в возрасте 76 лет лично тестирует первый мотоцикл. Кроме мотоциклов фирма начинает заниматься конструирование и производством и авиационных двигателей, конструктором которых так же является Котелан.

https://www.drive2.ru/b/148418





Henderson Model G
1917 год

Вот тут большая статья об этой фирме: https://dzen.ru/a/XTriQdTwegCvGrQp

В американской мотоциклетной истории есть понятие Большая Тройка, три самых успешных и крупных мотопроизводителя в истории США - Harley-Davidson, Indian и Excelsior-Henderson. Конкуренция превратила их соперничество на трассах и на мотоциклетном рынке в настоящие баталии, сравнимые с битвами из древнегреческих легенд.

«Модель G» по своим характеристикам не уступала «литровым двойкам» того времени, отличаясь от них плавностью работы и более ровной отдачей мотора. Мотоцикл хорошо продавался и отличался феноменальной надёжностью.

В 1917 году «Хендерсоны» были вписаны в книгу рекордов трижды: сначала Алан Баделл преодолел 3296 миль от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка менее чем за восемь дней, позже установил рекорд в 24-часовом заезде на трассе Аскот Парк, преодолев 1154 мили, а Рой Артли преодолел 1667 миль от Блейн (Канада) до Тихуаны (Мексика) чуть более чем за трое суток.




Rover Twin 5/6 hp
1916 год

Компания Rover основана в 1887 году Джоном Кемпом Старли и Уильямом Саттоном. Компания начинала свою деятельность с выпуска велосипедов. Первый велосипед марки Rover появился в 1884 году, а уже в 1886 году впервые был запатентован первый так называемый «Безопасный велосипед Старли», патент на изобретение принадлежал Джону Кемпу Старли. Основной отличительной особенностью этого велосипеда было наличие привода на заднее колесо, которое приводилось в движение при помощи педалей и цепи, в то время как более ранние модели велосипедов имели маленькое заднее и огромное переднее колесо, на котором находились педали т. н. Pennyfarthing.

Первый автомобиль марки Rover появился в 1889 году и представлял собой простой экипаж с восьмисильным двигателем. Продвижение компании на автомобильном рынке началось после смерти Старли в 1901 году и связано прежде всего с приходом в компанию Гарри Смита, который в 1904 году вовлекает компанию в автомобильный бизнес.

Во время Первой мировой войны Клегг перешёл на конвейерную сборку автомобилей, вместо ручной, которая практиковалась ранее. А также приоритетным направлением компании было производство военной техники, в основном это были мощные мотоциклы для Британской и Русской армий, трехтонные грузовики и кареты скорой помощи.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Rover_Company



De Dion-Bouton tricycle
1897-1905 гг.

В 1895 году компания De Dion-Bouton представила свой четырёхтактный двигатель . Лёгкий, простой с поразительно большими для своего времени оборотами. Вскоре он стал бестселлером. За 1897-1901 годы было произведено около 15 тыс. экземпляров, без учета лицензионных копий, что делает его фактически первым массовым бензиновым транспортным средством.



Он же анфас.



Laurin&Klement CCR
1905 год.

Laurin & Klement - марка производителя автомобилей, мотоциклов и велосипедов, основанная в 1895 году в Млада-Болеславе, Королевство Богемия, Австро-Венгрия

Поводом для основания компании послужил отчасти курьёзный случай. 26-летний книготорговец Вацлав Клемент[cs] приобрёл велосипед производства немецкой фирмы Seidel & Naumann[de], который вопреки ожиданиям владельца часто ломался. Вацлав написал жалобу в чешский офис производителя, располагавшийся в Усти-над-Лабем, откуда он получил отписку с требованием писать рекламацию на немецком языке. Хотя в то время немецкий язык считался основным в Австро-Венгрии, но ситуация в целом задела Клемента и он решил, что сможет самостоятельно заняться выпуском велосипедов, только более надёжных. Компаньоном стал механик Вацлав Лаурин, часто посещавший книжный магазин Клемента, мастерская расположилась в арендованном помещении на окраине Млада-Болеслава. Новообразованное предприятие назвали Laurin & Klement, и с декабря 1895 года начали производить велосипеды под торговой маркой «Славия» (Slavia), имевшей патриотический славянский подтекст. Продукция быстро завоевала популярность, штат компании постоянно увеличивался, росли и масштабы производства, уже в 1897 году была приобретена собственная земля и построен завод.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Laurin_%26_Klement

Мораль: уважайте клиентов, а то ведь и конкурент из них может вырасти!



Royal Enfield V-twin 6 hp с колякой
1915 год



Harley-Davidson FHA 8-Valve Racer
1924 год



Indiana Twin Board Track Racer
1915



ПМЗ-А-750 с коляской
Подольский механический завод.
1934-1939 гг.

900


В-902
1958-1962 гг.

Львовский завод мотовелосипедов.

Ну, не хотела бы я в этой калясочке ездить..



Россия №12
1914

Фабрика велосипедов "Россия" А.Лейтнера и Ко. Рига (!!!)

Вот тут статья о фабрике: https://pulse.mail.ru/article/velosipednaya-fabrika-lejtnera-nachalo-7769311232339438671-2763770610871542849/

История развития велосипедного дела в России весьма интересная тема для исследования и размышлений. В нашей стране практически с самого момента широкого распространения велосипедов появились и предприятия, выпускающие двухколесные аппараты. Об этом в нашем блоге мы уже писали в материале «Дукс» - знаменитая российская велосипедная фабрика», в котором рассмотрена история этого предприятия.

Однако не «Дуксом» единым была жива российская велосипедная промышленность. Были и другие предприниматели-энтузиасты, которые совместили свою любовь к велосипеду с успешным развитием их производства. Одним из таких предпринимателей стал рижский купец Александр Александрович Лейтнер.

Он был не только предпринимателем, но и занимался спортом, в том числе велосипедным, увлекался изобретательством и конструированием новых технических изделий. К этому надо приложить и высокий уровень его технического образования. Он был членом правления 1-го Рижского велосипедного общества и внимательно отслеживал все технические новинки, которые появлялись в велосипедном производстве.

в 1886 году основал велосипедную фабрику в Риге.

Все новое, что происходило в велосипедном мире, тут же использовалось Лейтнером. Однако велосипеды Лейтнера были известны только на территории прибалтийских губерний и для дальнейшего развития производства, Лейтнер сделал важный шаг.

Он решает принять участие в самом важном российском торговом и промышленном мероприятии - Всероссийской выставке-ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же впервые широко стало известно и наименование фабрики Лейтнера - «Россия», которая и стала широко известной торговой маркой рижского предпринимателя.

Лейтнеру присудили золотую медаль выставки с формулировкой: «За хорошую работу и чистую отделку велосипедов, а также за почин производства велосипедов в России». Понятно, что после такого общероссийского успеха, продукция Лейтнера стала пользоваться популярность по всей России.



Дукс-Боевой
1914 год

Этот складной военный велосипед называется «Дукс Боевой» и он изготовлен на московской фабрике «Дукс» Ю.А. Меллера в 1917 году по заказу Главного Военно-Технического Управления (ГВТУ) Русской Императорской Армии. Велосипед был предназначен для вооружения самокатных рот и батальонов РИА.

Из статьи в инете: https://dzen.ru/a/YIM7Vxrn72S-VHgm
Летом 1915 года было, наконец, принято решение об организации отечественного производства складных велосипедов. Военные решили, не останавливаясь на каком-либо из испытанных образцов, разработать на основании строгих технических условий новый, идеальный самокат. Разработку и изготовление опытного экземпляра взяла на себя фирма "Дукс", как имеющая наибольший опыт по этой части. В августе 1915 года доверенное лицо фирмы, инженер Михаил Михайлович Щипанов, получил от ГВТУ технические условия и образцы для работы. И уже в декабре первый образец прошел испытания в Учебной Автомобильной Роте и был возвращен на доработку фирме с незначительными замечаниями. В начале 1916 года новая модель, получившая название "Дукс Боевой", была принята ГВТУ и готова к производству. Автор разработки М.М. Щипанов в октябре 1916 года получил охранное свидетельство (патент) на конструкцию "Дукса Боевого". Принятие на вооружение Русской армии складного велосипеда собственной, и притом в высшей степени прогрессивной конструкции следует считать событием в отечественной истории техники!



Фото из предыдущего поста. Тот же принцип.


ЗИЧ-1
1948 год

Авиационный завод имени Чкалова
Новосибирск.



Мотоцикл для спидвея JAWA-500-891.6
1980-1990 гг.

Чехословакия





Мотоцикл для спидвея JAWA-500-891.5
1978-1981 гг.



Мотоцикл для спидвея с коляской JAWA-500-896

1980-е гг.



Кроссовый мотоцикл М-67-36 "Урал"
1988 год
Ирбитский мотоциклетный завод



Кроссовый мотоцикл ИЖ-64К
1968 год



Кроссовый мотоцикл ИЖ-50Б
1953-1956 гг.



Кроссовый мотоцикл М-61К "Урал"
1959-1965 гг.



ЗИС-Спорт
1939 год

Двухместный спортивный автомобиль с открытым вкузовом был спроектирован группой молодых специалистовЗавода им. Сталина. Чтобы снизить аэродинамческое сопротивление, фары спрятали внутрь крыльев, а лобовое остекленение получило V-образную форму. ЗИС-Спорт оснащался форсированным двигателем и гипоидной главной передачей. Тормоза имели вакуумный усилитель. В сентябре 1940 года ЗИС-Спорт установил неофициальный рекорд скорости для СССР - 162.5 км/ч.



"Эстония" - самые быстрые машины СССР.
Гоночные болиды - это специальные одноместные автомобили с открытыми колёсами. В СССР они зачастую изготавливались отдельными энтузиастами там, где для этого имелись условия.
В конце 1950-х годов эстонец Антс Сейлер начал строить гоночные машины на Таллинском авторемонтном заводе (ТАРЗ). Уже третий автомобиль, "Эстония-3", стал серийным. По логике советской плановой экономики, елси существует автоспорт, то должно существовать и предприятие, которое выпускает автомобили для него. Таким образом ТАРЗ был преобразован в ТОАРЗ - Таллинский опытный авторемонтный завод.
С конца 1950-х годов до 1994 года на ТОАРЗе удалось изготовить 1200 болидов двух десятков типов, участвовавших в кольцевых автогонках разных классов (Чемнионаты СССР, формула "Восток", Кубок дружбы социалистических стран). Среди них были как массовые машины ("Эстония-15", "Эстония-21", выпущенные в количестве более 200 штук каждая), так и экспериментальные, единичные изделия.

Ближайшая к нам:
"Эстония-15"
1967-1969 гг.



Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок ИЖ-Ш12
1975-1985 гг.



Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок с коляской "Вихур-500"
1979 год
Экспериментальный производственный комбинат ДОСААФ Эстонской ССР "Вихур" Таллин.



Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок с коляской М-75
1946-1951 гг.







КАМАЗ-Багги
В начале 2010-х команда "КАМАЗ-Мастер" выступала в классе специальных кроссовых автомобилей СКА ДЗ (сегодня отсутствует в регламенте Российской автомобильной федерации). Это полноприводные машины с двигателем мощностью до 300 л.с.Команда состояла из И.Мустафина и В.Николаева. Валентин Николаев - мастер спорта международного класса, семикратный чемпион России по багги, участник ралли "Дакар" в качестве техника и водителя машины сопровождения.



Как фанатка Формулы-1 умилилась!

Prost-Peugeot APO3
2000-2001 гг.

Формульный болид, участник сезона Фомулы-1 2000 года. Автомобилем управлял гонщик Жан Алези. Но машины вышли неудачными.

Сам Ален Прост - в прошлом тоже гонщий Ф1.



Lada Revolution2
2004-2008 гг.
Машина предназначалась для участия в Национальной гоночной серии "АвтоВАЗ"



Marussia B-2
2009-2014 гг.

Проект был закрытиз-за проблем с доводкой предсерийных образцов, долгов компании и отсутствия возможностей для производства.





Москвич-407 купе.
1962 год

Спортивный автомобиль был спроектирован в начале 1960-х годов на МЗМА под руководством Игоря Гладилина и Льва Шугурова. Построено две машины: красного цвета для ипподромных гонок по замкнутой стадионной трасссе и зелёного цвета для кольцевых. Инженерам удалось снизить массу на 130 кг, оставив кузов закрытым.




Прервусь. Продолжение следует.

Выставки, Приключения, История, Екатеринбург-2022, Путешествия, Я фотограф

Previous post Next post
Up