Питер-2018. Часть 1-я. Начало прогулки в первый день.

Jan 19, 2018 23:51

Никакой поездки большой организовать не удалось. Я осталась в Москве. Решила хоть в Питер на два дня съездить. И родных повидать, и просто погулять. Компании я тоже себе не нашла. Ездила в гордом одиночестве.
Утром 2-го января прибыла на ладожский вокзал. Завтрак в Макдональдсе, под кофе проложила маршрут. На карте я ещё в Москве понаобозначала, что хочу посетить, но этого оказалось так много... В общем строила максимально реалистичный маршрут. К тому же с учётом того, что светает в 10 утра. И начать стоило с чего-нить точно освещённого.
Ибо была идея сгонять к Памятнику «Памяти моряков полярных конвоев 1941-1945 годов».
Вот тут я писала об этих конвоях в литературе. Русской и английской. Поэтому очень хотела побывать.
https://akostra.livejournal.com/997465.html
Время-то с утра вроде было туда подъехать. Но на отшибе и в темноте одной где-то ходить...
Но памятник же стоит, чтобы о нём рассказать!
Скульптурная группа, высотой 2,7 м, выполнена петербургскими скульпторами Яном Нейманом и Георгием Лукьяновым и одобренна российскими ветеранами конвоев. Три фигуры - российского, британского и американского моряков - стоят вместе на носу боевого корабля, символизируя коалицию трех великих держав в годы их совместной борьбы против фашизма. На пьедестале на русском и английском языках выбиты стихи, посвященные морякам Полярных конвоев.
http://neyman.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=78:memories-bmp&catid=25:the-project&Itemid=37

вот тут ещё о памятнике и много о конвоях тех:
http://www.menswork.ru/?q=content/«вечный-полярный-конвой»

Не побывала я там, остаётся лишь понатащить фотографии из инета:





Поэтому ещё на стадии разработки маршрута. сидючи в Макдональдсе на Ладожском вокзале, решила выйти на станции метро Горьковская и уже оттуда начать прогулку.
Сразу видно - метро Горьковская!



Красота ж какая! Очень люблю эту мечеть, а ещё и подсветка!



Соборная мечеть Санкт-Петербурга - памятник архитектуры, стиль северный модерн, главная мечеть Российской империи, крупнейшая мечеть в европейской части Российской империи.
В 1798 г. свыше пятисот военнослужащих мусульман подали прошение о пожаловании им молитвенного дома и отводе места для кладбища. В 1803-04 гг. в Санкт-Петербурге по заказу военного ведомства были выполнены проекты мечетей. Архитекторы Андрей Воронихин (Татарское подворье, 1804 г.) и Луиджи Руска (Татарская мечеть в лейб-гвардии Измайловском полку, 1803 г.). Оба проекта остались нереализованными. Помещения для намазов выделялись в казармах.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкт-Петербургская_соборная_мечеть

Соборная мечеть. Годы строительства: 1909-1913
Стиль: Северный модерн
Архитекторы: Васильев Николай Васильевич, Фон Гоген Александр Иванович, Кричинский Стефан (Степан) Самойлович.

Петербургская Соборная мечеть - самая большая в Европе. Но уникальность этой мечети не столько в ее размере, сколько в синтезе архитектуры северного модерна и традиций культовой архитектуры Азии. Русским архитекторам в этом архитектурном шедевре удалось гармонично сочетать грубый финский камень в отделке стен с витиеватыми изощренными декорами майолик и решеток. Стилизация настолько удалась, что при всей ее уникальности ее естественность не вызывает сомнения.

История постройки Соборной мечети была необычайно продолжительна по времени и не безоблачна.

Комитет по постройке был сформирован собранием прихожан 5 ноября 1905 г. и утвержден министром внутренних дел П. Г. Столыпиным в январе 1906 г. Комитет состоял из 20 мусульман, видных государственных, общественных, военных деятелей, купцов и домовладельцев. Организатором Комитета был писатель и публицист, доктор богословия, Ахун 2-го Санкт-Петербургского мусульманского прихода А. Баязитов (1874-1911), редактор и издатель первой в России мусульманской газеты "Нур". Председателем Комитета был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет получил право на сбор средств в сумме до 750.000 руб. в течение десяти лет на всей территории Российской империи.

Комитет приобрел участок в 4-м квартале Петербургской части на углу Кронверкского пр. и Конного пер. N 9 - 1, принадлежавший инженеру И. Долоцкому. Однако для размещения Мечети одного участка оказалось недостаточно. Михраб, - священная ниша, перед которой стоят верующие, должна быть обращена в сторону Мекки, т.е. на юг, в данном случае - к заднему фасаду дома на соседнем участке.

17 ноября 1907 г. Комитет получил разрешение на приобретение смежного участка по Кронверскому пр. N 7. На участке с деревянной застройкой был сохранен двухэтажный флигель, где разместились мастерские архитекторов, строительная контора, приемные комнаты Комитета по строительству, а часть сохранившхся квартир, как при прежних владельцах, сдавалась внаем (деньги перечислялись в банк и использовались на строительство Мечети).
Необходимая на приобретение земельных участков сумма - 312.000 руб. была предоставлена Комитету по строительству Эмиром Бухарским. Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы.
Итоги конкурса были подведены 11 марта 1908 г. Он стал одним из самых представительных в истории Императорского Санкт-Петербургского Общества архитекторов: всего было рассмотрено сорок пять проектов, первые три премии получили работы известных петербургских зодчих Н.В. Васильева, М.С. Лялевича, М. М. Перетятковича; вторую премию получил проект Н.В. Васильева, представленный под девизом "Арабески" (14). Несколько проектов Комиссией судей были рекомендованы Комитету по строительству к приобретению: "2596, 75", "Самарканд", "Джами" (авторы не установлены) и "Тимур" Я.Г.Гевирца.
Соответственно программе конкурса все премированные проекты были ориентированы на использование характерных особенностей средневековых памятников мусульманского зодчества - мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (Н.В. Васильев), мечеть Селима в Адрианополе (М.С. Лялевич), мечеть Шахи-Зинда в Самарканде (М.М. Перетяткович).
Для строительства Комиссией судей был рекомендован проект Н.В. Васильева, представленный под девизом "Тимур". Его отличительная особенность - предложение автора использовать для облицовки стен блоки гранита, в отделке куполов мечети, минаретов, порталов применить майолику, промышленное производство которой началось к 1906 г.
К доработке проекта Н.В. Васильев привлек своих коллег, А.И. фон Гогена, чей высокий авторитет как в профессиональных, так и в правительственных кругах был настоятельно необходим для решения практических и административных вопросов, и архитектора С.С. Кричинского, члена мусульманской общины (предки его - выходцы из польских татар), что для членов Строительного комитета имело принципиальное значение, как и его большой опыт ведения строительных работ.

В 1915 г. фирме "Гельдвейн-Ваулин" было выплачено за майолику 30.000 руб. В сентябре Мечеть открыли для платного осмотра, в том числе - для военнослужащих. В объявлениях говорилось, что деньги необходимы для достройки Мечети. В 1916-1917 гг. продолжались выплаты Стекольно-промышленному обществу (17.500 руб.), Арматурному заводу за осветительную арматуру ( 3.100 руб.), фирме "Гельдвейн-Ваулин" - за майолику (4.500 руб. 20 декабря 1916 г., и 4.000 руб. - 20 декабря 1917 г.). По-видимому, декорирование порталов велось из заготовленных ранее материалов, т.к. 1915 год был последним в истории керамического производства "Гельдвейн-Ваулин": с 1916 г. на заводе наладили выпуск снарядов для фронта, а в 1917 г. в огне пожара погибло все оборудование и производство было ликвидировано (24). По этим причинам майоликовая отделка интерьера не была закончена.

В конце 1917 г. завод "Сан-Галли" изготовил чугунную решетку для ограды. В 1918 г. продолжались работы по замене временного остекления на постоянное (оплата счетов Стекольно-промышленного общества 10 апреля - 4.000 руб., 10 сентября - 4.500, 19 октября -5.000 и 10 декабря - 40.000 руб.). В конце года расчетные счета Соборной Мечети в Азовско-Донском и Волжско-Камском банках были арестованы Совнаркомом, все работы прекратились.
Регистрация Советской властью мусульманской "двадцатки" в Петрограде была приурочена к 30 апреля 1920 года, когда с одного из важнейших мусульманских праздников месяца Рамадан в Соборной Мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920-1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала - последний подарок Эмира Бухарского; площадью около 400 кв.м, ковер, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так и не успели) был важным элементом ритуального убранства интерьера Соборной Мечети.

В беспощадном омуте событий сплелись судьбы людей и зданий: еще в 1914 г. ушел из жизни Александр Иванович фон Гоген, в 1919 г. Николай Васильевич Васильев с женой уехал в Крым к архитектору Юрию Федоровичу Стравинскому, затем - в эмиграцию. Около Мечети остался лишь Стефан Самойлович Кричинский. Есть основания предполагать, что в 1923 г. он был расстрелян вместе с наиболее активно сопротивлявшейся режиму частью "двадцатки" мусульманской общины Петрограда.

http://www.citywalls.ru/house5457.html








Особняк Ксешинской.
Стиль: модерн.
Архитекторы: 1906 - арх. фон Гоген Александр Иванович
1905-1906 - арх. Дмитриев Александр Иванович -интерьеры зала и гостиной
Внешний облик здания дошел до нас практически без изменений. За время послереволюционых событий почти полностью исчезли первоначальные интерьеры особняка и его мебель
http://www.citywalls.ru/house3962.html













Соловецкий камень в - памятник жертвам политических репрессий в СССР, находящийся на Троицкой площади Петроградской стороны.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловецкий_камень_(Санкт-Петербург)
Опять же - в этом году побывала на Соловках.



Читала Википедию об этом памятнике, стало интересно про место.
Троицкая площадь - старейшая площадь Санкт-Петербурга. Возникла в начале XVIII века на Городском (ныне Петроградском) острове. На ней находился деревянный Троице-Петровский собор, который и дал название площади (снесён в 1933 году).

Тро́ице-Петро́вский собо́р (Петровская церковь Святой Троицы) - первая церковь Санкт-Петербурга, давшая название его первой площади, бывшей центром городской жизни (Троицкую церковь окружали главные государственные и коммерческие учреждения).
Основан в 1709 году. Пётр I постоянно лично заботился о храме и даже принимал участие в его обустройстве собственноручно.
Собор неоднократно перестраивался из-за пожаров. Окончательно разрушен советской властью в 1933 году.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Троице-Петровский_собор

Из википедии же фото того Собора (дореволюционный снимок):



Для расположения Соловецкого камня выбрали сквер рядом с Домом политкаторжан - жилой дом эпохи конструктивизма.

Построен в 1931-1933 годах по проекту архитекторов Г. А. Симонова, П. В. Абросимова и А. Ф. Хрякова для Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

Один из первых домов-коммун в Ленинграде. Состоит из трёх шести- и семиэтажных корпусов. расположенных незамкнутым прямоугольным треугольником, вмещающих 200 квартир. В корпусах галерейного типа - гипотенузе и катете этого треугольника, выходящем на Петровскую набережную, - размещены двухкомнатные квартиры, а в корпусе секционного типа - катете, выходящем на Троицкую площадь, - трёхкомнатные, причём ёмкость квартир предполагалась из расчёта одного человека на комнату
В расчёте на общественное питание в квартирах предусматривались лишь кухни-шкафы. В первых этажах находились зрительный зал и столовая, был свой детский сад, библиотека, клуб, солярий, гаражи. В дальнейшем квартиры были перепланированы, каждая получила нормальную кухню. Главный - выходящий на Троицкую площадь - фасад несёт на себе отпечаток супрематических композиций.

В память о многочисленных репрессированных обитателях дома в сквере на Троицкой площади в 1990 году был установлен Соловецкий камень, а на доме во дворе - мемориальная доска; автор Богомолов, сын Богомолова Ивана Дмитриевича, члена общества Политкаторжан и ссыльнопоселенцев и Шлиссельбургского землячества, расстрелянного в сентябре 1938 года.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом_политкаторжан

Про Дом политкаторжан прочитала лишь уже в Москве.
Так что продолжаю информацию и фотографии из инета брать.
http://www.citywalls.ru/house7234.html









Мемориальная доска. Политкаторжане, а потом ещё и репрессированные...



А я иду по скверу. Никого вот вообще. Утром 2-го января-то!!





И машин практически нет. Щщщастье!



Около этих львов спустилась прямо к Неве.
Ши-цза́ (Ши-дза́) - пара гранитных мифологических львов-стражей, установленных при спуске к Неве на Петровской набережной в Санкт-Петербурге. Скульптуры имеют высоту 4,5 м и вес 2,5 т каждая. На обоих постаментах высечена надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году. Дар генерала от инфантерии Н. И. Гродекова».
В Китае такие скульптуры устанавливают парами по обе стороны от входа в храм, дворец, на кладбище. Они изображают льва и львицу, охраняющих вход. Лев в лапе держит шар, символизирующий буддийское знание, несущий свет во тьму и могущий исполнять желания. Львица придерживает лапой львёнка.

Ши-цза были изготовлены в начале XX века из маньчжурского гранита в городе Гирине специально для кумирни (небольшой храм-молельня) генерала Чана, но после внезапной смерти Чана в 1904 году, вновь назначенный губернатор города подарил их помощнику приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекову. Гродеков решил передать эти скульптуры в дар Петербургу и, оплатив транспортные расходы, перевёз скульптуры по железной дороге до Владивостока, а оттуда на пароходе «Соперник» - в Санкт-Петербург.

Прибывшие в сентябре 1907 года китайские ши-цза было решено установить на недавно реконструированной Петровской набережной, которая только в 1901-1903 годах была облицована гранитом. Изготовление постаментов и установку скульптур курировал архитектор Л. Н. Бенуа.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ши-цза_(Санкт-Петербург)





Памятник Георгию Товстоногову в Сквере Товстоногова.
7 октября 2010 года в сквере был открыт памятник маэстро работы скульптора Ивана Корнеева и архитектора Вячеслава Бухаева
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сквер_Товстоногова





Отсюда можно было бы сгонять к Дому с Троллями. Но отказалась. Крюк делать.
Доходный дом В. А. Буксгевдена
Год постройки: 1912-1913
Стиль: Модерн
1912-1913 - гр. инж. Хржонстовский Георгий Павлович
http://www.citywalls.ru/house1098.html













Я же возвращаюсь обратно к метро Горьковская.
По-моему эти ворота принадлежат особняку Ксешинской. Либо соседнему дому.



Ограда уж точно принадлежит этому особняку





ох ты ж! Какая змейка на заборе.


Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1339369.html

История, Питер-январь2018, Модерн, Памятники, Я фотограф

Previous post Next post
Up