За криками зоозащитников про «птичку жалко» потерялось главное в этом инциденте про погибшего кота и двух морских свинок в квартире Скрипаля. Важно не то, что животные погибли нехорошей для домашних любимцев смертью. Поражает другое: посреди ядерной державы мирных граждан травят химоружием, а с места преступления не вывозятся оказавшиеся в эпицентре животные!
Во-первых, животные - это одно из самых сильных доказательств применения химического оружия, ибо тоже сделаны из белка и реагируют на смертоносный газ схожим образом.
Во-вторых, животных в таких случаях используют как лабораторных крыс на благо пострадавших людей. Как минимум, их следовало забрать в виварий и неусыпно наблюдать.
Тщательный сбор доказательств преступления, как и добросовестное их хранение - это очевидные составляющие вменяемого расследования, это базис. Его тут нет. Точно таким же базисом является поиск мотива преступления. И этого тут тоже нет. Потому что мы наблюдаем не процесс следствия, а обыкновенный расизм на службе мракобесной политики.
Если бы Агата Кристи и Конан Дойль начинали свои книжные расследования не с поиска мотива, а со звонкого взвизга про русский, еврейский или китайский след, они бы провалили карьеру, не успев ее начать. Но нет же, каждый раз на первых страницах мы исправно получаем информацию о том, что жертва дюже богата, или слишком стервозна, или совершила неловкий адюльтер, за который ее, highly likely, укокошили.
Кстати! При китайский след - это отнюдь не теоретические выкладки, как раз в эпоху великих британских детективщиков был сформулирован список принципов хорошего полицейского романа, одним из пунктов которого значился постулат: «Преступником не может быть китаец». Возникло ограничение не случайно. Уже тогда в Туманном Альбионе было принято стряпать списки подозреваемых подобно тому, как это сегодня делают наши нынешние друзья из Скотланд Ярда и Палаты Лордов. Глупые писатели, ничтоже сумняшеся, толпой пытались перенести отечественные привычки на благодатную литературную почву, чем вконец достали и читателя, и критиков. Все же к литературе требования повыше будут, чем к госпропаганде.
Примечательно и то, что там же и тогда же, на пороге эпохи кровопролитнейших мировых войн, у добросовестных авторов появилась традиция назначать в умелые следователи проходивших мимо чудаков и уютных старушек, а официальных представителей власти выставлять исключительными болванами и хамам, лишь иногда делая небольшое послабление для низших чинов. Ничто не ново под Луной.
Не нужно, впрочем, думать, будто там совсем никто ничего не знает и не умеет, и «Новичка» от пропанбутана не отличит. Все обскурантистские общества исторически отличались и отличаются высоким уровнем прикладной науки и инженерии. Достаточно вспомнить массовое строительство сложнейших готических соборов в темнейшие века Европы или современный Дубай. Так же и с химическим оружием.
Разумеется, подключенные к делу лаборатории вполне в состоянии сделать с полученными образцами то, что с ними в принципе можно сделать при нынешних возможностях анализа. Но они не допущены непосредственно к расследованию. Они работают только с тем материалом, что им принесут. Дверную ручку принесли, вот и работают. А домашних животных с места преступления, важнейшие живые улики, им не дали, поэтому их просто нет в рабочем листе.
И тут мы упираемся в главный кирпич современного британского общества. Дело даже не в том, что прикладной сферой и собственно расследованием занимаются разные люди. Дело в том, что это вообще разные социальные слои, слабо пересекающиеся в эфире. Сейчас в Британии прикладной наукой занимаются, главным образом, те, кого век назад британцы называли необучаемыми. То есть, выходцы из бывших колоний и представители местного плебса, пришедшие к успеху. При этом фундаментальная наука почти сошла на нет, поскольку повышать уровень образования «неграм» никто и не думал, а школы для элитариев выродились в клубики по интересам.
Выпускники элитных школ и оксфордов-кембриджей в массе своей сегодня - это юморные шоумены, ведущие кулинарных программ, писатели клавиатурой, спортсмены веслом и путешественники по джунглям. А еще парламентарии, премьер-министры и функционеры помельче, конечно. При такой базе мы имеем малограмотную и изолированную от внешнего мира группу власть имущих, которые беспрестанно пенятся внутри своей колбы, ибо тесно и скучно жить в депривации без эмоций и потрясений. Вот они и трясут.
Они не то, что бы злостно бросили кота со свиньями в квартире жертвы. Они вообще не знали, что с ними надо что-то делать и что такое обращение с уликами при химической атаке выглядит не просто глупо, а суицидально. Впрочем, после полония-то в чай… Дело ведь не в том, что пипл схавает и так. Все хуже: они сами тот самый пипл, который хавает.
Не стоит, впрочем, полагать, будто ребята, копающие истину в секретных великобританских НИИ - глупые хикки, которых окружающая реальность не волнует, была бы молекула в микроскопе. Нет, они вполне отдают себе отчет в том, что пахнет жареными и даже откуда пахнет, чуют вполне. Именно поэтому лаборатория громко и отчетливо заявила о том, что не смогла установить происхождение газа. В противном случае, козлами отпущения сделали бы именно лабораторию, как это было уже с пробирками «из Ирака». Себе эти товарищи соломку подстелили, но каких-либо рычагов власти у них нет, равно как и чувства ядерного пороха над планетой от всей этой истории.
Нам сейчас кажется, будто весь британский остров, а с ним и пара континентов сошли с ума. На самом деле от великих свар прошлого нынешнюю отличает только возможность наблюдать процесс формирования и нарастания истерии онлайн, а также наша защищенность, из-за которой истерика каждый раз захлебывается, не переходя в военные действия, а потом начинается вновь.
Сегодня, сидя под надежным ядерным зонтиком и пользуясь современными средствами коммуникации, мы имеем удовольствие наблюдать настоящий парад casus belli, не отрываясь от попкорна за винтовкой. Это совершенно уникальная возможность в деталях изучить зарождение мировых войн, то есть тот период, который практически всегда остается в тени исторической науки, и потому неустанно повторяется вновь и вновь. Это великий шанс в кои-то веки предотвратить новую военную лавину, которая бы похоронила человечество под собой.
Смотреть это шоу стоит внимательно и без лишнего веселья. Во-первых, чтобы ненароком не выпустить вожжи, как то обычно бывает, когда до пьяного хохота уверен в себе. А во-вторых, нужно помнить, что не у всех есть ядерный зонтик, в то время как тоталитарная машина англо-саксонских элитариев непременно постарается куда-то слить свой бессильный гнев. Вариантов у нее все меньше, благо и Индия, и Пакистан, и Китай - излюбленные мишени прошлого - сумели себя обезопасить. Однако за теми же провокациями с применением химоружия в Сирии могут оказаться не окровавленные муляжи, снятые на плохой телефон, а реальные смерти ни в чем не повинных людей, нельзя такое допускать.