Наталия Юрьевна (04.01.1930-27.07.2018) - мама
Иры Поповой, бабушка (Тата)
Алексея Колесова (Alex Andrew Kolesov).
Очень кратно о ее
биографии я написал более трех лет назад, постоянно собирался сделать продолжение, но вот только сегодня, в день ее очередного дня рождения.
Говоря о родителях Иры, обычно всегда отмечают профессиональную карьеру ее отца, Виктора Кузьмича (доктор наук, причем по тогда новому направлению электроники, член ВАК, генеральный директор, но при этом в быту - "обычный человек", без тени зазнайства и командирских замашек), Наталья (специально написал так, потому что она в разных документах фигурирует по-разному: Наталья в свидетельстве о рождении и Наталия в последнем паспорте) Юрьевна как-то тут находится в тени.
Но на самом деле, профессиональный путь НЮ не менее впечатляющ. Более того, у меня сложилось впечатление, что после окончания МВТУ она в плане карьерного роста даже несколько опережала своего мужа и, возможно, в какие-то моменты (в конце 1950-х) она помогала ему (до переезда во Фрязино). И возможно, при некоторых других обстоятельствах, именно она могла бы стать и "генеральным директором", она была из тех, про кого говорили: "Ей бы кавалерийской дивизией командовать"...
НЮ была, конечно, человек не простой, не хотелось бы, чтобы делать образ ангела. Поэтому тут не буду говорить о "мнениях" (в том числе и моих). Только факты.
Далее я просто приведу некоторые документы с моими небольшими комментариями.
Свидетельство о рождении НЮ.
Когда я разбирал бумаги, то несколько удивился: родители НЮ, Юрий Тимофеевич и Антонина Георгиевна зарегистрировали брак только через полтора месяца после рождения дочки. Но потом, посмотрев рассказал АГ о своей жизни, понял: в те годы было "модным" не регистрировать брак. Старый церковный формат был "пережитком", а новый, с записью в ЗАГСе, тоже всерьез не воспринимался (насколько я знаю, формат "гражданского брака" официально появился в Российской импении только в последнии годы жизни империи и обществом всерьез не воспринимался). АГ рассказала, что расписаться им велел ее тесть ("Это что за придумки - дали друг другу слово, Нет, так не пойдет").
Грамоты учебы в школе. Тут нужно напомнить, что отец НЮ в первые же дни войны отправился рядовым на фронт и уже в середине июля 1941 пропал без ввести. Антонина Георгиевна с двумя дочками (11 и 7 лет) в Орджоникидзе (Владикавказ, с 1944 по 1954 гг. - Дзауджикау), немцы были остановлены на самых подступах к городу в ноябре 1942.
1947 год. Окончание школы. Серебряная медаль за школу и медаль "За доблестный труд в ВОВ" (не все взрослые такую медаль имели).
Ира мне еще тогда с заметной гордостью за бабушку рассказала, что АГ смогла через суд признать своего мужа погибшим, а не "пропавшим без вести". С гордостью, потому что это было сделать очень не просто (с опросом свидетелей и пр.). Наверное, это имело смысл для получения пенсии для детей, но самое главное - это позволило "убрать из анкеты" запись, которая была в те времена серьезным препятствие в жизни. С такой записью Наташу вряд ли приняли бы в МВТУ. В 1947-53 - учеба в МВТУ, замужество (вышла в Москве замуж за студента - он учился на другом факультете МВТУ - который был родом из станицы Рязанской, менее 100 км от Пластуновской, где родилась НЮ), рождение дочки.
Обратите внимание на не очень "женскую" специальность - "инженер-механик по специальности машины и технологии литейного производства".
Авторские свидетельства на изобретения:
1965 г. - кандидат наук
1967 г - шофер-любитель. Никогда не видел НЮ за рулем. Но помню ее веселый рассказ, как "ученые, доценты с кандидатами" бестолково сдавали экзамены на права. И еще историю о том, как они ехали с ВК на машине, и им перегородили дорогу гуси. И как муж сказал жене: "Наташа, вылезай и разгоняй", И вылезла и разогнала...
В 1974 году Поповы переехали из Фрязино в Москву и НЮ радикально поменяла профессию, став преподавателем в МИЭМ по новой для себя специальности "Начертательная геометрия". Наверняка, получить это место ей помог Виктор Кузьмич, который был уже одним из ведущих ученых и руководителей Министерства электронной промышленности и был хорошо знаком с ректором МИЭМ. Но я абсолютно уверен, что он ей помог только переступить туда через порог, а дальше - "сама, сама, сама". Я очень хорошо помню, как НЮ упорно осваивала предмет (курсы в вузе, занятия дома), быстро заслужила там авторитет среди коллег и студентов, проработав преподавателем почти 25 лет, получив научные звания СНГ и Доцента.
Ее бывшие студенты не забывали еще до конца жизни: поздравления письмами и телефонными звонками, визитами на дом.
Вот такие воспоминания, сегодня, 04.01.2024.