04.03.2023. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Mar 12, 2023 11:49



Уже много-много лет собираемся посетить этот дворец, но каждый раз, приезжая в Коломенское, решаем сначала походить по территории заповедника, а потом "уходившись" решаем, что зайдем во дворец в следующий раз.
Сразу скажу - понравилось!


Не хочу пересказывать тут историю дворца (от его строительства в 1667-72 гг. до сноса в 1768 г.) и его восстановления (2008-2011 гг.). Вот несколько ссылок на ресурсы с разными описаниями дворца

Москультура, Коломенский дворец

Коломенский дворец в Москве

И  все же отмечу несколько моментов.

1. Новодел возведен не там, где находился оригинал. Исходный дворец стоял на берегу Москвы-реки, а новодел не только в другом месте, но и не у реки. Как это ни странно, но всесильному мэру Москву Лужкову возведение новодела на старом месте не позволили произвести ученые: археологи, историки, экологи. Но что удивительно: ни в одном источнике не нашел ясного указания, где же находился истиный дворец (он был разобран за ветхостью в 1768 г).




Определил сам по вот этому рисунку - это единственное такое место с пологим подъемом от реки, правда, тут справа за дворцом какие-то станноватые возвышенности.



Но за это же место говорит и то, что именно тут находится "Павильон со Львами" (он остался от дворца, построенного на этом же месте в 1820-х и разобранного в 1878 году. И наконец, нашел вот эту картину, которая поставила все на свои места:




2. Оригинал был полностью деревянным, но стоял на каменном фундаменте. Новодел - бетонный, но обшит деревом.

3. У Алексея Михайловича было несколько загородных усадеб и самой известной резиденцией было, конечно же, Измайлово. Во времена Алексея Михайловича эта усадьба была довольно скромной с точки зрения архитектуры, но именно там была, я бы сказал, главная штаб-квартира царя по проведению разного рода реформ (прежде всего, экономических) царя.
Разумеется, нужно сказать и о Преображенском дворце (1657-61 гг.), но он был тоже относительно скромным, не очень парадным, семейным. Сначала он позиционировался как охотничий, а потом прославился как "театральный" (первые театральные представления проходили в Измайлово, но специальная "комедийная хоромина" была построена именно в Преображенском"). Ну, а свою историческую известность Преображенский дворец получил уже после смерти Алексея Михайловича, поскольку тут жил с матерью Натальей Нарышкиной будущий последний царь Руси и первый император России, который именно в Преображеском утроил свою штаб-квартиру преобразования страны.

4. В Москве и во всей России нет ни одного памятника Алексею Михайловичу Тишайшему (1629-1976 гг., царь с 1645 г, в 16 лет), безусловного выдающемуся главе страны, начавшему многочисленные реформы, которые продолжил его дети, в том числе, самый младший сын Петр (14-й ребенок царя Алексея).

Вот, теперь отправляемся смотреть...








Дворец использовался и для жизни царской семьи и для решения государственных задач (в частности, для собрания Боярской думы, приемы иностранных послов и пр.). В музее две основные исторические экспозиции: мужская половина (хоромы царя и царевичей) и женская половина (царицы и царевен). Но обе эти половины - только часть зданий дворца, наверное, меньше половины здания. В других находятся какие-то другие музейный экспозиции, у них отдельные входы.

Тут нужно все же сказать о семействе Алексея Михайловича. У него было две жены: Мария Милославская (1625-1669) и после смерти первой жены - Наталья Нарышкина (1651-94). Всего было 16 детей из которых в младенчестве умерли 5. Любопытная статистика, которая говорит о состоянии тогдашней педиатрии (реально педиатрия, как направление здравоохранения появилась в России только при Екатерине II, при создании Воспитательного дома), при том, что в царские жены отбирали здоровых женщин и обслуживание было на высшем уровне.

Выжившие мальчики у Марии Милославской тоже не очень получались: Алексей умер в 16 лет, Федор - 21, Иван - 30.

Все дети получали отличное по тем временам образование. Наследник Алексей позиционировался и как претендент на польский трон, планировалась еще женитьба на племянице польского короля (при том, что до этого было почти 30 лет войн в Речью Посполитой). Федор женился на полячке Агафье Грушецкой (дочке смоленского дворянина). Хотя он был слабого здоровья и царствовал всего 6 лет (стал царем в 15 лет), но провел целый раз очень полезных реформ, успешных военных компаний, при нем велось активное каменное строительство.

В массовом представлении о нашей истории сложился стереотип, что только с Петра I начался поворот Московии в сторону Европы, но это, конечно же, не так. Началось это еще при первом Романове, Михаиле Федоровиче, потом этот тренд продолжил Алексей Михайлович и его дети: Федоре Алексеевич и Софья Алексеевна (вместе со своим фаворитом Василием Голицыным). Если сам Алексей Михайлович позволял себе ходить в "европейской одежде" только в семейной обстановке, то при Федоре при дворе было уже запрещено вообще ходить в "истино русских" нарядах, молодые бояре уже брили бороды. Не говоря уже о военных реформах, привлечении иностранцев и пр.

Петр был четверным выжившим царевичем и никаких шансов на царствование, вроде бы не имел. Такое впечатление, что в детстве он получил не очень хорошее образование, с малых лет увлекавших только играми в войну. Собственно,  самостоятельным царем он стал только после смерти матери, Натальи Кириловны (1694 г.), до этого все указы двух царей (в Москве была уникальная для мировой истории ситация, когда с 1682, после смерти Федора) до 1696 г., смерть Ивана V Алексеевича, было вдоецарствование) принимались только при соласовании - или с ее подачи - с Натальей Кириловной (а она фактически управление страной передала в руки брата, Льва Кирилловича).







Входная дверь укаращена гербами земеот и территорий, властителем которых был московский царь. Меня заинтересовал вот это (внизу справа), как я понял - Болгарский. Своим довольно странным написанием титула - буква "л" находится сверху, как будто она была сначала пропущена, а потом надписана. Интересно - так и во времена Алексея Михайловича писалось?



После двери мы попадаем в холл (билеты, раздевалка, туалет), отсюда начинается наш поход по дворцу, сначала идем направо - еще один большой украшенный холл - сени ("Ах, вы сени, мои сени, сени новые мои..."). Попросту говоря - прихожая, где народ ожидает приема. Причем обычно сени (по крайней мере, в избах) - это неотапливаемые помещения, между "улицей" и "теплым домом". В общем - зал ожиданя :-) Уже тут видны характерные цвета окраски помещений.





Это тоже сени. Здесь висит вот такая штука, которую я обычно видел под названием "гобелен", но тут она именуется "шпалерой". Французского, помнится, изготовления.





Зал - столовая. На потолке изображения гелиоцентрическая планерная система Коперника в окружении знаков Зодиака.







Вот тут я уже обратил внимание на закономерность, которая потом была подтверждена другими экспонатами: посуда, мебель, оружие, картины - в подавляющем большинстве зарубежного производства




Любопытная гравюра (тоже иностранная) - Великое посольство Московского царя к императору Священной империи (в Вене). Довольно многолюдная команда с главой посольства впереди (слева). Внизу - обозначение всех персонажей, имена, должности








Печное отопление. В новоделе - декоративное. А в оригинале топили на первом этаже, тут - обогреватели.




Это кабинет Алексея Михайловича.




Спальня Алексея Михайловича. Тут мы нагнали вот такую молодежную экскурсионную команду. Нас удивила явно коротковатая кровать. Сотрудница пояснила, что в те времена ученые медики считали, что спать нужно полусидя, потому длинной кровати не нужно было.



Два стенда с пояснениями. Нагнулся, чтобы прочитать нижний, оказалось, это копия верхнего. Понял - нижний для детей.



В одном из проходов - выставка какой-то художники. Весьма оригинальная манера письма...






Опять нагнали молодежную команду.


Тут хоромы царевичей








Кабинет Петра I





В одной из галерей - карты страны тех времен. Опять же - на иностранных языках, автор - не наши люди...



Любопытный заголовок карты: "Россиия, бывшая Московия".






Здесь наверху карты надпись: "Ныне Россия, ранее Московия"





Мыльня, довольно просторная. Но парной я не увидел.



Это уже женская половина. Опять шпалера








Большой зал посвящен царевне Софье Алексеевне. Тут ее фаворит и фактический премьер-министр Василий Голицын. У нас в истории образ Софьи показывается в основном как негативный (понятно почему - с подачи Петра I, этот образ закрепил "словом" Алексей Толстой).

Надо сказать, что судьбы тогда у царевен были незавидные. Они были обречены на незамужнюю жизнь (иностранцы их в жены не брали, а внутри страны подходящих по статусу мужей не было). Фактически единственное исключение - Софья, которая смогла стать регентшей и устроить свою личную жизнь, хотя и неофициальным образом. В нашей истории ее рисуют приверженцей "старины" и врагом Петра, которая хотела чуть не убить его. На самом деле, это была весьма просвещенная дама и с прогрессивными взглядами на варианты развития страны, поддерживая столь же прогрессивные взгляды друга Василия.

С заговором против Петра - дело темное. Скорее всего, эту историю придумал во многом сам Петр, чтобы завершить регенство Софьи и забрать у нее власть полностью.




Это зал царевны Софьи.



А это - уже Елизаветы Петровны.


Сувенирный магазин на выходе. Слабоватый...



И еще - за отдельную небольшую плату (50 р для пенсионеров) можно подняться на смотровую площадку).









Но вид - не очень. Вот если бы дворец стоял на берегу реки. Самого Коломенского с его храмами и зданиями тоже не видно - его закрывает этот огромный купол. Но подняться все равно стоит.



Смотрования - вон там, наверху. Открытая галерея.



Вот и все. Очень хорошо!

1_АвтоМоскваПодмосковье

Previous post Next post
Up