13.07.2011. Велотур на Соловках на остров Большая Муксалма

Mar 11, 2023 22:38


Сегодня мне напомнили о приближающемся велосезоне, прислав такое фото (слева) с вопросом: "Надеюсь, с тобой такое не случалось". Признаться, несколько удивился слову "надеюсь". Если бы такое не случалось, то это значило бы, что "деньги на ветер". Именно такого, как на фото не случалось, но случалось другое и покруче…
Короче - это фото напомнило историю чем-то похожую. Она приведена фото справа.



Тут велосипедистка выглядит вполне довольной, но за две минуты до того у нее был несколько иной вид: она стояла согнувшись на вон тех бревнышках сзади, держа вот так же руль велика, только самого велика не было видно, так как он полностью был ниже бревнышек…

Как это произошло: в конце истории.
А сейчас - история.


В июле 2011-го мы отправились в недельный тур на Соловки.




В один из дней, после обеда у нас было "свободное время" (без плановых экскурсий) и мы решили самодеятельно отправиться на остров Б. Муксалма, взяв велики в прокат. Уже вернувшись оттуда, мы поняли, почему экскурсии туда не входят в программу тура.






Одна из достопримечательностей Соловков - дорога-дамба на Б. Муксалму. На этом острове была животно-молочная ферма монастыря (у монастыря коров был запрещено держать). В середине XIX века туда было решено сделать дорогу-переправу в виде дамбы. Автором и руководителем проекта называют монаха Феоктиста, но, мне лично видится, что его реальная роль в этом проекте не очень четко прописана, вполне возможно он был именно руководителем, в подчинении которого были и специалисты-строители. Так или иначе, но сооружение дамбы началось в 1827 году, а завершилось в 1865 году (за почти 40 лет, скорее всего руководство проектом менялось). Кстати, именно с середины XIX начинается "туристическая история" монастыря, когда паломничество стало важной составляющей бизнеса монастыря.

Вот тут - интересный рассказ об истории Дамбы и ее сегодняшнем дне.

Так или иначе, в 1865 году дамба была построена. Она делалась в сугубо деловых целях, но получился настоящий архитектурный шедевр. И весьма прочный. В отличие от дорог на Соловках…

Итак, после обеда мы отправились в путь…











Первый пункт путешествия - Филиппова пустынь. Напомню, что первое монашеское поселение на Соловках появилось в 1429 году, но расцвет монастыря в середине XVI века (через 100 с лишним лет после основания) связан с именем иегумена Филиппа Колычева, который потом стал митрополитом Московским и Всея Руси Филиппом II. Именно при нем монастырь стал каменным, возведена крепость, но отмечу, что сделано это было на государственные деньги, из московской казны (понятно, что при этом решались именно военные задачи по освоению здешней местности).

С именем Филиппа тут связано многое, в том числе вот эта обитель.




Так это выглядело во времена "до исторического материализма" (как говорил, Остап Бендер).



Вот так сейчас - идут раскопки





Ну, а нам -- дальше.

Уже в начале - ехать не просто...







Рельеф понижается, воды становится все больше





Дорога превращается в тропу по болотам.





Вот тут самый классный участок: шаг вправо, шаг влево - в болоте!





Выехали на твердую землю! Виден берег моря


Вот и Дамба














Дамба не сплошная - есть мосты, под которым раньше проходили баркасы. И они нужны. чтобы был водообмен между заливами.







Мы миновали Дамбу, вышли на остров Большая Муксалма




Тут видна ферма


Ферма была тут. А эти дома - гостиницы для паломников, построенные еще в середине XIX века.

Да, конечно, нужно напомнить, что именно с Соловкой начинается история советского Гулага, с 1920-х тут находился СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), в котором "перевоспитывались" "враги народа". Именно тут была отработана "исправительно-трудовая" модель, которая потом была успешно реализована по всей стране... Одно из отделений СЛОН находилось тут.




"Нормальные туристы" прибывают сюда на экскурсии от поселка на таких пароходиках (путь неблизкий!). Тут их ожидает вот такой причал..






Посмотрели. Пора в обратный путь...




Беседа на встречных курсах





Это я :-)


Опять по Дамбе











Разумеется, в плане поездке есть обязательный пункт - купание. Вода тут не очень теплая (наверное, около 15 градусов), но главная проблема - найти место, где можно спуститься к воде. Это очень непросто, так как все завалено камнями.

Вот тут мы заметили ребят, которые, вроде бы, нашли подходящее место.





Заплыв!



И дальше в путь!


Тут обратите внимание на летящий самолетик (около поселка есть небольшой полевой аэродром)



Вот тут это и случилось. Дело в том, что нужно идти по этим бревнышками, ведя велик сбоку, но фактически держа его на весу. А Валя в какой-то момент, наверное, немного потеряла немного равновесие и оперлась на велик, который тут же погрузился вниз до руля...






Вышли на твердую землю. Тут - веломойка. Как поется в известной терскольской песне "тут много таких"...







А у этих красоты Дамбы и приключения на болотах еще впереди




Кстати, еще одно интерсное место: канал для местной водяной мельницы!








Не очень усталые, но очень довольные мы вернулись домой....

1_Вело, 1_АвтоПутешествияРоссия

Previous post Next post
Up