Как-то так вышло, что вопросы прав владения интеллектуальной собственностью в последнее время попадаются мне все чаще и чаще. Сеть местами напоминает мне поле боя, причем, стороны, сошедшиеся на нем, давно уже позабыли про то, с чего все началось, кто прав, кто лев и зачем они тут все собрались.
Писатели мечут в разудалые пиратские головы тяжелокаменные аргументы вроде "всякий труд должен оплачиваться", "я не хочу работать бесплатно", "уважайте права писателя, мать вашу". В ответ раздается нестройное и слабоструктурированне блеяние про "а нам же так проще", "всех покупать - книжная полка сломается", "развелось тут всяких пейсателей, на всех не напасешься".
Я давно и прочно принадлежу к стану "голубых воришек Альхенов" и, пожалуй, пришла пора мне поделиться с собой причинами того, почему оно так, и почему все эти с-пеной-у-рта защитники авторских прав плавно исчезают с моей книжной полки. Сразу оговорюсь - я не считаю сложившуюся ситуацию нормальной. Причем, она ненормальна с обеих сторон. Об особенностях этой ненормальности будет немного и ниже, пока же приступлю к перечислению.
Причина "голубовато-вороватости" номер раз: я быстро читаю. Нет, не так - я ОЧЕНЬ быстро читаю. При наличии свободного от других активностей времени и отсутствии внешних раздражителей я могу проглатывать три-четыре книги в день. Не самых тонких, замечу. Если книга интересная, то процесс идет еще быстрее. Соответственно, скупая все, что я могу (про хочу иногда речи не идет) прочитать, я тупо лишаюсь жизненного пространства. Выбрасывать печатное издание рука не поднимается, хотя... так, об этом позже. Горы и стопы книг прекрасны, но ровно до того момента, пока мне не нужно опять собирать чемоданы. Выход - читать электронные версии или покупать виллу\домик в деревне для складирования продукта.
Причина "голубовато-вороватости" номер два: качество изданий. Так уж вышло, что с реализмом и прочим монументально-серьезным чтением у меня не складывается, хоть ты тресни. Обязательный одобренный РПЦ минимум классиков я одолела в отрочестве, позывов к возвращению в лоно высокой литературы пока не испытываю. То, что я читаю "ан масс" можно назвать беллетристикой. Низкий жанр, да. И издают его в последнее время соответственно: серая бумага, отстойная печать, мажущаяся краска. Иллюстрации идут отдельным кошмарным пунктом списка. Да, я понимаю, что хорошее дешевым не бывает, а для всех этих ЮФ и ВЖПВМЛ стараются выбрать максимально экономичные варианты, потому как иначе совсем не схавают. Но с другой стороны, у меня есть немножко забугорных поектбуков, совсем чуть-чуть. И после сравнения могу сказать, что осилили ж, и напечатали так, что буквы не плывут, и обложку сделали с интересными иллюстраторскими работами, и бумажка, хоть и серенькая, вторсырьевая, но от легкого нажатьтия двух пальцев не прорывается. Стоят эти книжонки в мягких обложонках подороже своих русскоязычных аналогов, но осилила ж я при всем своем альхенизме и жлобизме их купить. Возникает закономерный вопрос, за каким фигом я должна приобретать изначально некачественную вещь, которой пугаются дети и маленькие хомячки? Писателя поддержать? Окей, валидная причина, но она, увы, единственная и не всех писателей охота поддерживать, вы уж извините. Это утверждение, кстати, плавно приводит меня к причине номер три.
Причина "голубовато-вороватости" номер три: низкое качество контента, редактуры и корректуры. Поскольку все это довольно творческие аспекты, то и запихаю их в одно. В электронной версии корректура, редактура и контент все те же, но в ней я хотя бы избавлена от первой и второй причины моего пиратствования. Возвращаясь же к контенту, с огорчением скажу - плакали наши фильтры. Совсем плакали. Если раньше то, что доходило в печать, хотя бы кто-то читал, то в последнее время такое чувство, что текст с СИ берется и печатается. Про курсы по написанию "не" с глаголами я уже говорила? Ну вот, от предложения не отказываюсь, дорогие МТА, только для вас и только у нас, как говорится. Могу еще и про мягкий знак по доброте душевной рассказать. Корректоры, похоже, вымерли, как класс. Потянув за собой редакторов. Я не папа у Васи, в математике не силен, специфики работы того же выпускающего редактора не представляю, поэтому мой писк звучит нелепо и жалко. Но! от количества курлыкающих эльфов, наштампованных под одну и ту же копирку уже немного сводит зубы. Про случаи откровенного плагиата молчу совсем. Про откровенно бездарное графоманство молчу совсем. И да, я все это купила в бумаге, поиграв в кота в мешке, и могу всем этим поделиться даром, то есть безвозмездно. Потому как иногда мне страшно смотреть на свою книжную полку. И раз за разом напарываясь на откровенно гнилой контент, я все меньше и меньше хочу покупать непроверенную печаттную продукцию. Потому как уважая права автора на заработать, я некисло ущемляю свои собственные права на душевное здоровье. С электронкой проще в разы - клавишу "Delete" после первых неудачных ста страниц никто не отменял.
Собрав все три вышеперчисленных столба вайна воедино, я могу заключить, что электронная книга спасет меня от всех бед. Вот только не все, что я читаю, есть на платных ресурсах, увы. И покупать котов в мешках все равно приходится, потому как аннотации писать - это тоже искусство, и большая часть тех, кто это делает, им не владеет напрочь. Пиратство дает мне призрачную возможность выбора. Возможность прошуфлевать тонну словесного шлака, потратив на это время и усилия (читать для удовольствия - давно уже забыла, что это такое, ага) и выбрать что-то, что я захочу купить даже на серой туалетной бумаге. И можно клеймить меня позором и взывать к моей совести сколько угодно - пока ситуация с тремя причинами того, что я голубой воришка Альхен, не поменяется (а она не поменяется, сдается мне), я так и буду продолжать бороздить книжное море под беззубым, но веселым Роджером.