(no subject)

Jun 19, 2024 20:03

Приехала ко мне вот такая вещь, обломок, или, точнее уж, икона Смоленской Богородицы, утратившая свою нижнюю часть. Начало XVIII, или, весьма вероятнее, конец XVII в.


45х46
Сохранность самого литья хорошая, как и его качество, но для коллекционеров она вовсе не интересна - утраты, для искусствоведов тоже - вещь хоть и не самая частая, но все ж тиражная. Целиком выглядела вот так:


70х46
По краям надпись - 9 песнь Канона Троице (как весьма кстати отметил уважаемый vyatchanin, второго канона, то есть того, который св. Иоанна Дамаскина), ирмос "Радуйся Царице, матеремъ и дѣвамъ славо. Всяка бо доброгласна богоглаголива уста мудрящаяся, не могутъ Тебе воспети достойно. Низоумѣет же разумъ всякъ. Твоего рожества разумети. Тем же Тя согласно славим".


Текст, как понимаете, в версии дониконовской Триоди, то есть старообрядческой, хотя и уже в петровские времена сделана отливка.
Родом иконка с поля у несуществующей ныне деревни Прохоньево, что была в приходе села Анькова, ныне в Ивановской области, а когда-то - в Юрьевском уезде Владимирской губернии, у проходящих мимо древних дорог во все самые нужные и важные места, связывавших Ростов, Суздаль, Юрьев, Владимир и Ярославль. До моих самых родных локусов меньше часа пути сейчас или день - тогда. Уже в XVII в. Аньково - крупное торговое село, ярмарка, оптовая торговля лошадьми - в установленное время подгоняли табуны до двух-трех тысяч, потом и промыслы подтянулись. Каменные дома крестьян и купцов еще в XIX в. В 1919 году сельчане повоевали против красноармейцев за свою свободу и за совесть и даже сходили вместе с земляками из села Симы походом на Юрьев-Польскóй, сумев захватить уездную столицу. Не вышло, из Иванова подтянулись чекисты с пулеметами, кончилось все кроваво.
Сейчас их каменные и деревянные дома в руинах, посреди привычной и затянувшей все там уже навсегда нищеты и бессмыслицы стоит Ильич, а в небо торчит одинокая колокольня, оставшаяся от церкви Троицы 1700 г. Красивая такая, с сюжетными изразцами XVIII в.





Ходил, думаю я, к этой церкви на ярмарки и праздники, крестясь двумя перстами под колокольный звон, и владелец или владелица моей иконки.
А потом все кончилось - от любого прошлого настоящими остаются лишь имена, впрочем не то чтоб навсегда, а навсегда - только одни места и обломки.
Кстати, ведь почти любой читатель увидит тут что-то про древнюю или там средневековую Русь. Но нет - это все вполне себе Новое время, ну и, разумеется, барокко - и иконка, и колокольня.

XVII век, Ивановская область, вещь, провинциальное, XVIII век, деревня, иконы

Previous post Next post
Up