mais qu'on ne fasse pas de mal à mon petit cheval chien
"...ехал из тюрьмы к государю царю и великому князю Дмитрею Ивановичю всеа Руси князь Федор Петрович Засекин, и у него в те пары пропала собачька подпищалная; и ехал, государь, человек его Мишка, да тае собачьку опазнал в твоих табарах, и табе бил челом, и ты де, государь, не поверил ему, без граматки тае собачьки не отдал.
И мы, государь, послали к тебе апять того человека, и тебе б, государь, пожаловать смиловатца, велеть тае сабачьку отдать тому нашем человеку, кто к тебе сю грамоту привезет"
(12 апреля 1609 г. Русский архив Яна Сапеги. Волгоград, 2012. №84. С. 112. АСПбИИ РАН. К.145. Хилк. Оп.1. Карт. 368. Ед.хр. 69).
Тут все прекрасно и трогательно - откинувшийся освободившийся и ехавший прямо из из тюрьмы к государю князь Засекин (из измельчавших ярославских, его дед дослужился до окольничего при Феодоре Иоанновиче, но это стало единственным пиком родового успеха), и собачька подпищалная, которая, видать, с радостным лаем встретила его у ворот темницы (и которую он за каким-то лешим на радостях потащил вместе с собою вовсе на на гулянку-охоту, а на суровую войну - осаждать оплот русской духовности, Троице-Сергиев монастырь, или там еще куда государь Дмитрей Иванович на службу пошлет). Вокруг ведь ужас что творится, гражданская война, люди друг друга жгут, пиками колют и хребты ломают, а тут собачька у него, видите ли.
И ведь сбежала, а князь ее не забыл, искал и даже вот - пришлось напрягать влиятельного дальнего родича из другой ветви многочисленного племени потомков Федора Ростиславича Смоленского и Ярославского, "великава князя Дмитрея Ивановича всеа Руси и его царьскава величества слугу и боярина князя Григорея Петровича Шеховского", чтобы он уж написал "великому пану гетману Яну Петру Павловичу Сапеге каштеляновичу, старосте киевскаму и свяцкому и кирепецкому" про засекинскую псинку.
Может, она князь Федору жизнь на охоте спасала, когда пищаль разок не стрельнула?
Хотя вряд ли, подпищальные, они ж водолазные, легавые - то есть по птице.
PS любопытно, Шаховской так старательно акает в граматке, чтобы откреститься от своего ярославского оканья?