СВИСТОК

Mar 29, 2024 15:40



[Spoiler (click to open)]
Ингуш.язык шед (шеда, шедилг, шедолг): флейта, свирель, свисток
Чечен.язык шедаг: свирель,флейта
Вахан(Памир).язык хшедан: свистеть
Авар(Дагестан).язык швиди: свист
Табасар(Дагестан).язык швит1: свист
Бретон.язык c'hwitellat: свистеть
Бретон.язык c'hwitell: свисток
Ирланд.язык feadaíl: свисток
Русский язык СВИСТ, СВИСТЕТЬ, СВИСТОК, СВИСТУЛЬКА








Ингуш.язык шок (шакаро, шокарч): свист
Марийский язык ШОЙИК: свист
Чуваш.язык шăхăр/шик:свистеть,свист
Ингуш.язык шок етта (шок етташ, шок йиттай, шок еттаргья): свистеть
Кечуа(Инков язык)Shucana: свистеть
Марийский язык ШОЙГЫКТАШ: свистеть


У ИНГУШЕЙ:
Самые ранние музыкальные инструменты готовились из тростника и стеблей растений, кости, рога, качественной глины: свирель (шедолг), флейта (шеда), флейта из патиссона (шаьмали), зурна из тыквы (зурам) и другие. Звуковые инструменты носили прикладной характер: свистковую флейту (шок-локхарг) использовали охотники во время охоты на птиц (со временем она стала детской музыкальной игрушкой); сигнальный рожок (му1-локхарг) передавал на расстояние сигнал об опасности и др.

Музыка была связана с календарными праздниками и важными вехами в судьбе человека - свадьбой, жизнью, похоронами. Многообразие жанров песенной культуры показывают колыбельные и свадебные песни, песни-заговоры лекарей (лазар-хьестар), плачи-причитания (песни-белхамаш) и мн. др.
Фольклорные источники говорят о музыкальных инструментах, на которых ещё в древности играли предки ингушей. Длительное время исполнение наигрышей было характерно для горцев. К примеру, эпический герой Колой-кант сделал из бедровой кости козлёнка зурну и на ней исполнил свою мелодию. Её до сих пор знают в народе как «Мелодию Колой-канта».
Героями народных песен являлись ингушские нарты, а в народе пелись нартские сказания. Со временем на смену эпическому творчеству народа пришли героико-эпические песни «илли», воспевающие родовых богатырей, их мужество, верность слову, нравственность. «Илли» исполнялись под музыкальный аккомпанемент.
Мелодии исполнялись на различных музыкальных инструментах. Популярностью среди ингушей стали пользоваться скрипки со смычком (ч1ондарг) и тип виолончели (1ад хьокха пандар). Помимо них в народе были известны и такие музыкальные инструменты, как волынка (паьшк), шарманка (т1аьраска), зурна (зурма), барабан (фата), продолговатый походный барабан (бирг1а), балалайка (дахчан пандар), гармошка (каьхата пандар), инструмент «двенадцать сладких струн» (шийта мерз) - прообраз современной арфы и др.Особой популярностью пользовались народные исполнители (илланчий), рассказывающие в тон музыкальному инструменту героические сказания прошлого. Илланчи не пел, а только говорил в тон балалайке, это было вроде нашего речитатива. Илланчи был значимым человеком в обществе, его убийство общество рассматривало как особо тяжкое преступление.

Известными становились имена музыкантов в своём краю: Осман Барахоев (Барах), Хамид Богатырёв (Эгикал), Джахар Дзарахов (Фалхан), Заам и Тотарч Мерешковы (Ангушт), Магомет и Терсбот Аушевы (Новый Жейрах), Эсмарз Куриев (Нясаре), Берд Хаутиев (Шоани) и др. Они могли быть охотниками, земледельцами, ремесленниками и при этом хорошо умели играть на том или ином музыкальном инструменте. Об одном из охотников пишет В. Виноградов. В с. Эгикале в могильнике рядом с «гробом лежал деревянный музыкальный струнный инструмент, так называемый дойчик-пандур... На обратной стороне дойчик-пандура сделан резной рисунок линейного типа, изображающий охоту на оленя».
В начале ХХ века мелодии и песни ингушей изучали А. Митрофанов, Г. Мепурнов, Н. Речменский, Ч. Колесников и др.

В Ингушетии распространяют выпущенную мэрией столицы брошюру “Этикет поведения ингуша (ингушки) в общественных местах”. Ее вручают молодежи в людных местах Магаса и планируют раздавать школьникам с первого сентября, чтобы напомнить всем о традициях народа в части поведения вне дома, дабы нынешнее поколение не растеряло кодекс чести - эздел - в стремительно меняющемся мире. Свист и неприличный хохот
Идущий, увидев старшего по возрасту, должен остановиться и уступить ему дорогу, даже если тот хоть на один день старше него, сказано в своде правил.
Вдали от родины любой мужчина ингуш, встретив соотечественницу, обязан взять ее под свою опеку, если рядом нет ее родных, напоминают составители.
Следующим пунктом - запрет на сквернословие, свист, курение, неприличный хохот в людных местах и распущенность. Кроме того, сказано в тексте, благородным ингушам не пристало ходить на босу ногу и носить обтягивающую одежду: “Оголение порицается, а строгость в одежде ценится”.
К каждому предписанию - иллюстрация, дабы любой читатель знал, в каком положении ему находиться, с какой стороны от старшего стоять, идти или сидеть, чтобы прослыть эталонным
ингушом.
Previous post Next post
Up