Фамилии и отчества у башкир.

Dec 15, 2020 20:43


Фамилии и отчества у башкир.

Для башкир фамилией являлась принадлежность к определенному клану. В ревизских сказках указывалось отчество, но подавалась как фамилия. Например, Даудхужа Айсувак улы далее Дауд Айсуваков.  Теперь об образовании отчества в рус. яз. и затем вернёмся к теме.



Отчество в русском языке образовано с тем же суффиксом -ич, что и англ. English, British, Danish. Указывает на принадлежность, привязка к местности, роду и т.п.  Данное окончание -ич одного ряда с башк. иҫ - память, иҙ - месить (меси), англ. is - быть, являться частью, находиться. Здесь же башк. иш  - товарищ, подобный, похожий, одинаковый и плетение (плети). То есть вместе, часть целого, чего-либо. Можно отнести к этому ряду латин. Idus - делить, башк. итә - действует, ишә - оплетает, соединяет. Существовало замещение на "Юл"- путь, дорога, направление: юлы ~ улы. Имеется корреляция с башк. ау, которое присутствует в виде окончаний слов/фамилий - ов, ова. В целом означает свет, луч, дух, то, что просвечивает. В совр. башк.яз. ау - сети, паутина. Но иное значение ау -  потомок, продолжение, сын и т.д. В ирлан.яз. ау заменено на современное мак, которое есть однокоренное с башк. наҡ - подобный, похожий и синоним иш или шай. Окончание отчеств -овна и -ич имеют синонимический ряд. Использовалось в значении сын, выходец, родом, местность и т.д. И женская форма от -ов, -ова, -овна отвечает на вопрос "чей, чья?". "Н" может применяться, но может и отсутствовать (л ~ н). Например, Боровикова и Боровиковна дочь (копия). Итак, -ич это форма от "из" и восходит к башкирскому иш - плести, оплетать, связывать. Другое окончание -ов это вариант от башкирского ау - сети. И -овна с чередованием н > л, аула - попавшая в сети, из этих сетей, совр. село, деревня...

В башк.яз. вид фамилии давала приставка "улы" - сын и аффикс "Улла" - община, семья. То есть, в одном случае отчество, в другом принадлежность к роду и даже имя. При этом существовал вариант замены Улла(һ) на дин, к примеру, Нурутдин и Нурулла, что в обоих случаях означает "из рода Нур". Не путать с формой слова "нурлы" - имеющий Нур (румянец, стыдливость). Таким образом различия фамилий в одно или два "л" имеют разные качества - сын такого-то или образована из имени, где уже указан род. Например, ХуснуЛЛин от имени ХуснуЛЛа, ХуснуЛин от варианта Хусна (Хөснә) улы. Но два "л"  не только от "Улла", но и слияние улы Лин, где идёт альтернация l > d  - Хайеруллин или Хайеретдин - из семейства Хайер итеүсе лән ~ ҙән. Не забываем - дин и Улла равнозначны (семья, община, клан). Кроме того, Улла показатель множественности, процветания, производное all, alla - все, каждый. Это же означает дин, den - пещера, сбор, вместе, едины, ҙән. Далее замещение l > d даёт нам вариант лән. Сравн. валлийские Myrddin ~ Merlin. Таким образом в башк.яз. окончания ҙән/лән самостоятельные слова, со значением "место, где все", совр. значение соответствует приставке "из" (от). Не стоит забывать об оглушении согласного ҙ  < т... Теперь об исламе. Лишь позже стали ассоциировать только  с исламом окончание Улла, при этом не учитывают общее происхождение терминов, их единый источник.

Интересно, что при таком раскладе русский вариант с дополнительными окончаниями -ин, -ов является чем-то вроде тавтологии. Исследуя этимологию будем все время натыкаться на такие вот соответствия. Натыкаться на украденную или утерянную историю. Языковое распространение шло именно с центра, Урала, археологическая культура ямники и ещё ранее. Здесь надо признать, что либо башкиры утратили основу языка, значение слов либо ...

Previous post Next post
Up