Гражданская война нигерийских исламистов

Aug 29, 2016 23:55



Фото: AP c сайта thecipherbrief.com

О недавних распрях внутри Боко Харам, особо жестокой экстремистской организации, которая ответственна за смерть более двадцати тысяч человек с 2011 года, рассказывает бывший американский посол в Нигерии, Джон Кемпбел.

Борьба между Абубакаром Шекау и Абу Мусаб аль-Барнави отчасти отражает соперничество между Боко Харам и отколовшейся группировкой «Ансару» и, в то же время, является частью сложного конфликта между мусульманами Сахеля, включающего в себя соперничество между «Аль-Каидой исламского Магриба» (АКИМ) и ИГИЛ.



Сахель - полупустынная переходная зона от Сахары к саваннам шириной до 400 км, картинка с askpins.com

Вследствии своей исключительной бедности и маргинализации, многие из мусульман северной Нигерии глубоко враждебно относятся к секулярному государству. Они видят секулярное государство продолжением британского колониализма, где британцев с их ценностями и поведением, противоречащими исламской этике, всего лишь сменили местные хозяева. Это принципиальна неприязнь остаётся постоянной, несмотря на все успехи официальных служб безопасности в борьбе против радикальных бунтовщиков.

Подробно история «Боко Харам» была изложена в статье «Нигерийский полюс африканского халифатизма» и повторять её тут нет смысла. Напомним лишь о том, что в марте 2015 года главарь группировки Шекау официально дал клятву верности ИГИЛ. После этого ИГИЛ подтвердил его статус как «вали», то есть наместника Западно-африканской провинции ИГ.

Однако, в августе 2016 ИГ назвало нового лидера провинции. Им стал Абу Мусаб Аль-Барнави, сын основателя «Боко Харам» Мухаммеда Юсуфа, который в длинном заявлении обвинил Шекау в убийствах мусульман и использовании детей в качестве террористов-смертников.

Шекау, который не появлялся в СМИ более года, выпустил видео, в котором осудил Аль-Барнави и выразил своё разочарование по поводу того, что Аль-Багдади признал «узурпатора». Но он не забрал назад свою клятву верности ИГ. Более того, он подтвердил что более не является «вали» и вернулся к статусу «имама» выживших сторонников «Джамаату ахлис Сунна Лиддаавати валь-Джихад» (в переводе - Общество приверженцев распространения учения пророка и джихада), как изначально называла себя группировка. Название «Боко Харам» (в переводе - «западное образование греховно»), группировке дали местные жители. В настоящее время неизвестно соотношение сил, находящихся в подчинении каждому из главарей.

В 2011 году такие же обвинения звучали в адрес Шекау со стороны группировки «Ансару», таке отколовшейся от «Боко Харам» и позже пропавшей из виду. Фракция Аль-Барнави может быть либо новой группировкой, либо наследницей «Ансару».
Несмотря на соперничество, цели двух лагерей остаются одинаковыми - разрушение секулярного нигерийского государства, прекращение западного влияния, создание «чистого» Исламского государства, «справедливость для бедных» путём применения шариата в их понимании. Поэтому, несмотря на кровавую вражду, кооперация между фракциями продолжается.

В краткосрочной перспективе, расколотый «Боко Харам» может представлять собой меньшую угрозу для Нигерии, но большую для региона а целом и для интересов и граждан западных государств.

Так заканчивает свою статью бывший американский посол, ни разу не сказав о нефти и других природных ресурсах, которые и являются основным «топливом» здешних конфликтов, и в борьбе за которые зарубежные компании сталкивают местные вооружённые группировки между собой и с государством. 2 статьи на эту тему вышли 6 июля 2016 года: «Потенциальные политические и экономические сценарии для Африки: ключевые системные угрозы и риски» и «Специфика конкурентной борьбы за сферы влияния в современной Африке».

Источник:
cfr.org
thecipherbrief.com

Нигерия, нефть, ИГИЛ, Боко Харам

Previous post Next post
Up