Экономико-философские рукописи (1844).
1. Специфика и значение этой работы:
только здесь есть указание на труд как причину товарных отношений. Маркс использует термины "отчуждённый труд" и "частная собственность". Заменим слишком надстроечно-юридический термин "частная собственность" на "товарные отношения", а отчужденность труда будем толковать
(
Read more... )
Reply
бы хотел с этим фактом считаться. (Хотя и разъяснения насчёт того, что Aufhebung надо понимать не так грубо-прямолинейно, это-де философский термин "снятие", включающий в себя и момент сохранения всего ценного и т.д. - это тоже было в советские времена).
Но это не аргумент, я понимаю.
Если мы сейчас имеем объективную ситуацию конкуренции между "уничтожить" и "снять", то, мне кажется, всё говорит за первый вариант. Вот, скажем, "несе Галя вОду", то есть налицо труд, а вот водопровод, вода сама приходит в дом. Автоматизация, сокращение рабочего дня - это уничтожение труда или некое снятие? Я думаю, что первое. Даже если Маркс в 1844 году понимал этот термин как философскую категорию, то наши переводчики при переводе дожали термин в нужном направлении (возможно, опираясь на известные места в Грундриссе и К-1, там Маркс выражается алгоритмичнее, без философского тумана).
Reply
Все эти официальные переводы были сделаны в самый догматический период нашей истории - сталинский.
Вы таки считаете это период истории лучшим?
Это не "философский туман", а суть понятия.
Reply
Reply
А у меня условный рефлекс на это понятие ...
Reply
Reply
Что касается "снятия" как противоположности "уничтожения", то посредством этой категории можно защищать то, что лучше уничтожить. Дескать, социализм не есть уничтожение частной собственности, в современных развитых странах она существует в снятом виде, там фактически социализм и т.д.
Добавлю, что те авторы, которые подразумеваются в качестве оппонентов в этом и предыдущем постах, вряд ли придают значение разнице между вариантами перевода. У них всё "слава труду" .
Reply
2) У Маркса в тех же Экономическо-философских рукописях 1844 года есть также и то, что придёт на смену отчуждённому труду при снятии этого отчуждения - это (Selbst)betätigung (т.е. Деятельность или Самодеятельность).
3)Т.е. "уничтожение труда" - это создание человека-бездельника, а "снятие труда" - это исчезновение деятельности, не приносящей удовлетворения (в этом плане Вы верно выявили мысль Маркса) и тем самым требующую принуждения, что ведёт к частной собственности и далее по закону обратной связи усугубляет отчуждение, и замена её на деятельность не требующую принуждения и приносящую удовлетворение (наслаждение).
4) Что касается подразумеваемых Вами оппонентов, то тут я с Вами согласен, мне такие тоже попадались, например, некто Сколов :)
Reply
Reply
Leave a comment