"Первый образец ПАК ДА создадут в начале 2020-х годов"

Apr 14, 2017 15:21

Как сообщило 13 апреля информационное агенство ТАСС (ссылка"Первый опытный образец российского перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА) планируется создать в начале 2020-х годов, соответствующий контракт уже подписан. Об этом сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе... Источник напомнил, что самолет будет ( Read more... )

ПАК ДА, ВКС РФ, Авиация

Leave a comment

ak_12 April 15 2017, 12:23:27 UTC
Гиперзвуковая ракета "Циркон" состоялась как техническая система и в ближайшее время будет принята на вооружение.

Вы писали что главное - это средства поражения. Вот пример искомого средства поражения. По причине меньшей чем у дозвуковых крылатых ракет дальности полёта у такого средства поражения определенные требования к самолёту-носителю.

Самолёт-носитель гиперзвуковых крылатых ракет, в отличие от самолёта-носителя крылатых ракет большой дальности типа Х-101/102, с их дальностью пуска до 5500 км, будет вынужден входить в зоны действия истребителей ПВО противника.

Как отмечено ранее, только крейсерская сверхзвуковая скорость перспективного стратегического ударного самолёта позволит тому уклониться от перехвата истребителями противника.

Одна лишь ставка на одну лишь радиолокационную, инфракрасную и оптическую малозаметность при дозвуковой скорости самолёта-носителя явно недостаточна для гарантии высокого уровня выживаемости самолёта если придётся иметь дело с высокотехнологичным противником.

Более развернуто написать почему для обеспечения высокой выживаемости перспективного стратегического ракетоносца так важна сверхзвуковая крейсерская скорость видимо можно, но нужно ли?

Ответил ли я на Ваш вопрос почему скорость так важна? Если ответил неполно, напишите где именно требуется уточнение.

Reply

igodzillo April 15 2017, 13:24:58 UTC
Стоп-стоп. Вообще-то главной защитой стратегических бомбардировщиков с КР (российских по крайней мере) от истребителей является не мифическая незаметность, а вполне реальная дальность полета. То есть они могут летать на Арктикой под защитой арктических баз и иметь в пределах досягаемости половину территории США. Если пролететь чуть ближе к Канаде - то и всю территорию. С этой целью уже создаются арктические аэродромы и развертывается инфраструктура дозаправки для истребителей сопровождения. Так что если США захотят сбить наши стратеги, им придется на авианосцах покорять северный полюс.

А 1000-1500 км для стратегических целей это вообще ни о чем. Бомберу с такими ракетами для поражения целей на территории США придется залетать непосредственно в Канаду или США. Ну или в Мексику. В общем, туда где его наши истребители сопровождать не смогут, а вот вражеские его собьют и не поморщатся. Шансов выжить - ноль. Так что еще раз повторю: гиперзвуковые ракеты - это не стратегический носитель. Вообще. Это средство разборок в локальном столкновении.

Reply

ak_12 April 15 2017, 16:26:26 UTC
>Так что если США захотят сбить наши стратеги, им придется на авианосцах покорять северный полюс.

Им не придётся. Они давно уже покорили полюс с наземных аэродромов:

http://www.aviation-gb7.ru/Tu-95_2.htm

"...Тактические пуски выполнялись за Норвегией, в районе Алеутских островов, у Аляски и Канады. ПВО североамериканского континента реагировала на эти рейды очень четко: ведь что на уме у «этих русских», они не знали и потому боялись. Как правило, тройка F-15 в сопровождении танкера КС-135 встречала советские ракетоносцы километров через 200…300 после Северного Полюса. Затем, попеременно дозаправляясь, американцы «вели» Ту-95МС вдоль всего их более чем 2000-км маршрута и отваливали, недолетев километров 300 до территориальных вод СССР, а «эмэсы» садились в Анадыре или Магадане..."

>А 1000-1500 км для стратегических целей это вообще ни о чем. Бомберу с такими ракетами для поражения целей на территории США придется залетать непосредственно в Канаду или США

Именно. Как формулировали американцы: "Он должен уметь вышибать двери":

https://lenta.ru/news/2006/07/27/bomber/

"Командование ВВС США считает, что B-52 и B-1B не могут достичь целей на территории противника, защищенной современными средствами ПВО без поддержки самолетов типа F-22. Бомбардировщик B-2 может уклониться от обнаружения за счет своей малозаметности, но в случае если он обнаружен - он будет уничтожен.

Новый бомбардировщик должен будет прорываться через систему противовоздушной обороны противника без поддержки истребителей и самолетов РЭБ, используя свое вооружение для подавления и уничтожения средств ПВО. "Он должен уметь вышибать двери" - сказал подполковник Сайлер, один из руководителей программы разработки нового самолета."

К слову 1000-1500 км - это большой шаг вперед по сравнению с максимальными 300 км советской гиперзвуковой ракеты Х-15:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Х-15

"Совершает полёт по баллистической траектории до высоты около 40 000 метров, а затем снижается к цели, разгоняясь до пяти скоростей звука. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами."

Была подобная ракета и у американцев, правда созданная ещё в начале 70-х и сверхзвуковая:

http://pentagonus.ru/publ/perspektivy_finansirovanija_razrabotok_i_zakupok_vooruzhenija_pentagonom_1977/8-1-0-2275

"Непрерывно совершенствуется авиационная техника стратегических наступательных сил. В частности, уже модернизировано 280 бомбардировщиков В-52, На них установлены ракеты SRAM класса "воздух-земля", имеющие максимальную дальность действия 300 км и оснащенные ядерной боеголовкой. Усовершенствованный бомбардировщик В-52 может нести до 20 таких ракет, однако его тактико-технические данные не удовлетворяют командование вооруженных сил США. Поэтому форсировались конструкторские работы по созданию нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1."

Ни AGM-69 SRAM ни Х-15 не рассматривались в своё время как "средство разборок в локальном столкновении".

Основным предназначением этих ракет было как раз "вышибание дверей" в глобальной ядерной войне, уничтожение системы ПВО противника для прорыва стратегического ударного самолёта цели:

http://www.zvo.su/VVS/novaya-strategicheskaya-upravlyaemaya-raketa-klassa-vozduh-zemlya.html

"Стратегическая авиационная управляемая ракета SRAM (Short Range Attack Missile) класса «воздух - земля» поступает на вооружение ВВС США. Практически эта система ракетного оружия станет полностью боеспособной в текущем году, после того как самолёты первого крыла бомбардировщиков В-52 будут модифицированы для подвески и применения этих ракет. Ядерная боевая часть ракеты SRAM по мощности сопоставима с одной боеголовкой ракеты «Минитмэн» 3, а точность стрельбы равна точности стрельбы новейших межконтинентальных баллистических ракет; после пуска она невосприимчива к помехам... Руководитель программы разработки ракеты SRAM полковник Скэнтц заявил корреспонденту журнала «Эр форс мэгэзин», что при подавлении ПВО противника ракета SRAM может поразить радиолокационные станции и пусковые установки систем ЗУРО, чтобы дать возможность самолёту-носителю прорваться к основной цели, по которой он сможет затем нанести удар оставшимися ракетами SRAM или бомбами..."

Reply

igodzillo April 15 2017, 16:50:30 UTC
Ну вместо кучи цитат можно было бы просто написать что США могут использовать европейские площадки для базирования своей авиации. На самом деле - не могут. То есть в мирное время пожалуйста, но стратегические КР с ядерными зарядами - это не оружие нападения, а оружие возмездия. То есть они могут пригодится только если глобальный конфликт уже запущен.

А в случае глобального конфликта у нас имеется подавляющее преимущество в тактическом ядерном оружии на европейском ТВД. И все источники угрозы находящиеся в тех же Норвегиях и прочих Польшах будут уничтожены с помощью ОТРК с ядерными зарядами, или ракетами средней дальности типа Рубежа. Так что США придется рассчитывать максимум на территорию Канады.

КР с ядерным зарядом - это дешевое средство сдерживания. Оно не самое хорошее, не самое эффективное, но по соотношению цена/страх очень ценное для нашей оборонки. Поэтому я и думаю что ПАК ДА будет дешевым "грузовиком для ракет". Могли бы и Ил-76 использовать вероятно, но это уже совсем позорно. А гиперзвуковые ракеты это конечно очень перспективно, но не для стратегической авиации. Для подлодок, кораблей, истребителей-бомбардировщиков - да.

В современных условиях концепция прорыва ПВО с помощью быстрого малозаметного стратега кажется мне утопической. Слишком дорого и ненадежно. Единственный способ надежно прорвать ПВО - не приближаться к ней. Или же прорывать тем что не жалко потерять (истребителем, например). В частности есть подозрение что американцы Ф-35 именно под эту роль создавали: малозаметная стелс-платформа для пуска перспективных ракет с ядерным зарядом. Летающая ядерная инфраструктура. Перелетели в Польшу - и опа, вчера была неядерная страна, а сегодня ядерная. Поэтому с опаской отношусь к тому как его недооценивают.

Reply

ak_12 April 15 2017, 17:37:10 UTC
Т.е. Вы считаете что ПАК ДА - дешевый носитель большого количества дозвуковых КРБД X-101/102 создаваемый только потому что использовать в качестве носителя этих ракет Ил-76МД-90А стыдно?

Ну а несколько десятков Ту-160М2 для чего?

Есть такое понятие - стратегическое неядерное сдерживание. Так как в рамках неядерного сдерживания КРБД (свыше 800 км - это уже большая дальность) придётся применять отнюдь не в качестве оружия ядерного возмездия второй очереди, после первоочередного удара возмездия межконтинентальных баллистических ракет, а в качестве основного средства поражения ключевых объектов промышленной и военной инфраструктуры потенциального противника в ходе обычной войны, то живучесть этих КРБД, применяемых в условиях неподавленной ядерным ударом МБР/БРПЛ системы ПВО Североамериканского континента имеет первостепенное значение. Громить систему ПВО Североамериканского континента придётся как раз ударами гиперзвуковых КР с воздушных носителей, чтобы создать благоприятные условия для последующего применения дозвуковых КРБД.

>В современных условиях концепция прорыва ПВО с помощью быстрого малозаметного стратега кажется мне утопической. Слишком дорого и ненадежно.

Почему ЦАГИ не считает утопичным (слишком дорогим и ненадёжным) 120 тонный сверхзвуковой пассажирский самолёт на 84 пассажира с межконтинентальной дальностью полёта?

> Единственный способ надежно прорвать ПВО - не приближаться к ней.

Дозвуковым крылатым ракетам придётся "приближаться", и если при этом система ПВО не будет предварительно подавлена/разгромлена другими средствами, шансы прорыва к целям на континентальной территории США у дозвуковых КРБД невелики.

>В частности есть подозрение что американцы Ф-35 именно под эту роль создавали: малозаметная стелс-платформа для пуска перспективных ракет с ядерным зарядом.

F-35 может нести ракеты JASSM/JASSM-ER только на внешней подвеске, с потерей радиолокационной малозаметности.

Американцы в рамках концепции Prompt Global Strike (PGS) надеялись создать множество систем вооружения для уничтожения СЯС противника молниеносным высокоточным неядерным ударом. Фактически на сегодня ни один из образцов вооружения создававшихся в рамках американской концепции PGS к принятию на вооружение не готов.

Reply

igodzillo April 15 2017, 18:11:56 UTC
Ну я конечно утрированно сказал. Уже писали что военные предъявили к ПАК-ДА много требований. Могу предположить что будет важна и дальность полета, и грузоподъемность. Грузовик с ракетами - это в смысле того что самолет, судя по всему, планируют сделать универсальной пусковой платформой не предназначенной для прорыва ПРО. Загрузил в него все что ОПК придумало, и он полетел. Как Ту-95: больше полувека прошло, а он до сих пор актуален. Зачем нужен Ту-160М2 - тут можно только гадать. Тот же носитель гиперзвуковых ракет в локальных конфликтах, как вы предлагали. Возможно решили что построить несколько десятков Ту-160 будет дешевле чем создавать новый стратег на два маха с нуля.

Стратегическое неядерное сдерживание - это круто. Без шуток. Но очень дорого. Я бы даже сказал что о...ть как дорого. То есть даже если мы создадим нужные технологии, ракет для неядерного сдерживания надо будет столько (тысячи!), что у нас бюджет треснет. Потому как при всей крутизне неядерных ракет - это всего лишь летающий фугас на несколько сотен кг, и ничего больше. Поэтому наше Минобороны старается по одежке протягивать ножки, делая ставку именно на ядерные вооружения - потому что только так мы можем заткнуть десятикратную разницу нашего бюджета с бюджетом наших уважаемых партнеров.

Насчет того что дозвуковые КР полягут при прорыве ПРО - это вопрос очень сложный. У меня нет квалификации предметно его обсуждать. Могу лишь ссылаться на мнение экспертов что КР - цели сложные, вплоть до того что их самих можно использовать для ликвидации объектов ПРО. Не только прямым ударом, но и ЭМП + плазменное облако сводящее с ума радары. Плюс эффективность очень зависит от цели, если это зона боевых действий насыщенная ПВО, АУГ или военная база - это одно. Однако в случае ответного удара целью будут весьма уязвимые города, промышленность, инфраструктура.

Reply

ak_12 April 15 2017, 21:01:51 UTC
>Зачем нужен Ту-160М2 - тут можно только гадать. Тот же носитель гиперзвуковых ракет в локальных конфликтах, как вы предлагали.

В одновременном создании дозвукового ПАК ДА и организации выпуска нескольких десятков единиц Ту-160М2 отсутствует главное, логика. Проиллюстрирую: Ту-160М2 очень дорогой (максимальная взлётной масса 275 тонн, сверхзвуковой, крыло изменяемой стреловидности), и если он со своим сверхзвуком всё таки нужен, то почему НЕ нужен относительно лёгкий и обходящийся дешевле сверхзвуковой стратегический ударный самолёт нового поколения с максимальной взлётной массой 160 тонн? Если сверхзвук не нужен, зачем с огромными затратами восстанавливать производство и выпускать несколько десятков Ту-160М2?

>Стратегическое неядерное сдерживание - это круто. Без шуток. Но очень дорого.

При этом: "К 2021 году более чем в четыре раза планируется повысить боевые возможности отечественных стратегических неядерных сил, что даст возможность в полной мере решать задачи неядерного сдерживания, - сказал Шойгу. - В первую очередь это будет достигнуто за счет высокоточных средств поражения".

>Поэтому наше Минобороны старается по одежке протягивать ножки, делая ставку именно на ядерные вооружения

Никто по моему не оспаривает примат ядерного сдерживания, но значение СНЯС в том что:

http://voina-i-mir.ru/article/590

"СНЯС могут являться стабилизирующим военно-политическим средством, т.е. сдерживающим фактором от развязывания обычной войны, также как и СЯС, которые более полувека являются мощным сдерживающим средством ядерной войны"

>Могу лишь ссылаться на мнение экспертов что КР - цели сложные, вплоть до того что их самих можно использовать для ликвидации объектов ПРО.

Пусть и малозаметные, но дозвуковые КРБД, не такие уж и сложные цели для современных самолётов РЛДН и истребителей оснащенных БРЛС с АФАР, способных отслеживать цели с малой ЭПР на значительно большей чем в 80-е годы прошлого столетия дальности. Серьезно облегчает задачу потенциальной борьбы с такими целями и наличие канадского и аляскинского "предполья" глубиной в тысячи километров, с его радиолокационными рубежами обнаружения.

http://pentagonus.ru/publ/sostojanie_i_perspektivy_razvitija_amerikanskikh_nazemnykh_rls_dalnego_obnaruzhenija_vozdushnykh_celej_2016/18-1-0-2677

"Посты на севере канадской границы включены в состав Северной системы предупреждения (NWS - North American Northern Warning System) НОРАД. В промежутках между РЛС дальнего обнаружения развернуты станции обнаружения низколетящих целей AN/FPS-124, что позволяет создать сплошную зону обнаружения, в том числе крылатых ракет, на всех эшелонах высот."

Reply

igodzillo April 16 2017, 10:03:49 UTC
>Если сверхзвук не нужен, зачем с огромными затратами восстанавливать производство и выпускать несколько десятков Ту-160М2?

Почему сверхзвук не нужен? Для неглобальных конфликтов очень полезная штука. Вы же сами писали - избегать встречи с истребителями и все такое. Если бомбить США - то конечно встречи не избежать, а вот если где-нибудь на ближенем востоке серьезная стычка возникнет, там могут все дорогие и современные технологии пригодится. Разница между глобальным и неглобальным конфликтом в том что в первом дерутся насмерть, а во втором - победу присуждают по очкам. Соответственно во втором случае можно рисковать и меряться у кого технологии толще. А в глобальном конфликте единственный шанс победить - не начинать его вовсе.

Почему Ту-160? Я не генерал, могу лишь предполагать. Например, фактор времени: наступает горячая пора, все может обостриться в ближайшие годы. Даже восстановление Ту-160 может опоздать - а ведь ему не надо ни ОКР делать, ни производство с нуля организовывать. Во-вторых, он конечно дорогой, но не факт что разработка нового сверхзвукового стратега вышла бы дешевле постройки партии модернезированных старых. В третьих, кто знает - мы вообще можем их сейчас сделать? В девяностых годах вполне могли кое-какие важные компетенции просто утерять. Так что возможно что решили сперва их восстановить, а уж потом вперед двигаться. Как китайцы: сначала копируют, потом свое делают. Не факт что после той разрухи что устроили нашему ОПК мы во всем лучше китайцев.

>К 2021 году более чем в четыре раза планируется повысить боевые возможности отечественных стратегических неядерных сил

А какой нынешний уровень? В четыре раза от нынешнего уровня это действительно много? И о чем он вообще говорит - может быть о тех же самых КР? Так тогда логично: делаем кучу КР для неядерного сдерживания, потому что в случае чего они за полчаса превращаются во вполне себе ядерное сдерживание.

>Серьезно облегчает задачу потенциальной борьбы с такими целями и наличие канадского и аляскинского "предполья" глубиной в тысячи километров, с его радиолокационными рубежами обнаружения.

Все это прекрасно работает для предотвращения превентивного удара. Если же идет задача возмездия и фактор времени перестает играть роль - все это рубежи и прочая военная инфраструктура просто уничтожается. Они могут стать целями для первых КР, на какие-то ключевые объекты могут боеголовки с МБР направить чтобы брешь пробить, либо даже гиперзвуковыми ракетами ударить - отработать по переднему краю для них вполне посильная задача, дальности хватит. После уничтожения наземных РЛС миллионы квадратных км территорий Аляски и Канады превращаются из минуса в плюс - над землей КР обнаружить на порядок труднее чем над морем. Это не говоря уже о том что вместе с РЛС под удар попадут и аэродромы, так что у тысяч самолетов которые должны будут лететь на перехват тысяч КР будут большие проблемы с поиском мест базирования.

Это все мои предположения. Точных данных о перспективах ядерных КР при ответном ударе у меня нет (может быть вообще ни у кого нет), но если вдруг что-то по теме читали - можете поделиться, мне этот вопрос интересен.

Reply

ak_12 April 16 2017, 20:31:00 UTC
Для неглобальных конфликтов не нужен самый тяжелый в мире боевой самолёт с межконтинентальной досягаемостью, достаточно "региональных" ударных самолётов существенно меньшей размерности.

>Даже восстановление Ту-160 может опоздать - а ведь ему не надо ни ОКР делать, ни производство с нуля организовывать.

Для близкой "горячей поры" проще отремонтировать и модернизировать парк Ту-22М3. Производство заявленной серии Ту-160М2 растянется на десятилетия.

>не факт что разработка нового сверхзвукового стратега вышла бы дешевле постройки партии модернезированных старых.

Две программы, восстановление производства и серийное строительство 30-50 гигантских Ту-160М2 с одновременной разработкой и производством ПАК ДА обойдется явно дороже одной программы создания сверхзвукового ударного самолёта со взлётной массой 160 тонн. Нет необходимости преувеличивать стоимость разработки именно сверхзвукового дальнего самолёта раз Минпромторг готов финансировать такие работы как:

"НИР "Исследования в обеспечение создания НТЗ для сверхзвукового самолета гражданского назначения" Шифр "СДС/СПС-технологии".
НИР "Комплексные исследования по созданию демонстратора технологий в обеспечение разработки сверхзвукового самолета гражданского назначения" Шифр "СДС/СПС-интеграция"".

>Если же идет задача возмездия и фактор времени перестает играть роль - все это рубежи и прочая военная инфраструктура просто уничтожается. Они могут стать целями для первых КР, на какие-то ключевые объекты могут боеголовки с МБР направить чтобы брешь пробить, либо даже гиперзвуковыми ракетами ударить - отработать по переднему краю для них вполне посильная задача, дальности хватит.

Проблема в том что противник нанеся свой первый массированный авиационно-ракетный удар конечно же будет находится в полной готовности к парированию нашего удара возмездия. И в условиях воздушно-космической наступательной операции ОВВС НАТО в первые сутки боевых действий ответный удар скорее всего придётся наносить "растопыренными пальцами" в условиях уничтоженной первым ударом противника нашей военной инфраструктуры в Арктике. В этих условиях может помочь лишь качественное превосходство наших ударных систем неядерного сдерживания.

>так что у тысяч самолетов которые должны будут лететь на перехват тысяч КР будут большие проблемы с поиском мест базирования.

Не будет ни тысяч самолётов, не тысяч КР. Даже у американцев в первом ударе будет применено скорее всего меньше тысячи КР

http://www.army.lv/uploads/1227726603.02.jpg

Может быть за первые сутки боевых действия 1-1.5 тыс КР ими и будет применено.

>Это все мои предположения. Точных данных о перспективах ядерных КР при ответном ударе у меня нет

Речь вообще то о неядерной фазе войны между Россией и НАТО. Как понимаете ни мы, ни они, не хотели бы с началом боевых действий мгновенной эскалации конфликта до ядерной стадии. По этому у них и появилась оперативно-стратегическая концепция быстрого глобального удара, а у нас концепция стратегических неядерных сил сдерживания.

http://vm.milportal.ru/o-neyadernom-sderzhivanii-ego-roli-i-meste-v-sisteme-strategicheskogo-sderzhivaniya/

"Внезапный массированный ракетно­авиационный удар в рамках первой воздушно­наступательной операции - наиболее радикальный и рациональный вариант развязывания военных действий США против России

[...]

радикальные военные цели в неядерном конфликте с Россией противник ставить не будет;

продолжительность вооруженного конфликта будет ограничена, а удары по гражданскому населению и объектам опасных производств - маловероятны;

противник будет активно провоцировать Россию на вооруженное противостояние с его пассивными союзниками..."

и т.д.

Reply

igodzillo April 17 2017, 03:00:18 UTC
Я не защищаю идею восстановления производства Ту-160, просто предлагаю варианты почему это могло быть сделано. Честно говоря, я не слишком верю в то что сделают большую партию. Помните правило, что новый самолет должен быть на 50% состоять из старого? Скорее ограничатся пятью-десятью самолетами чтобы восстановить старые технологии и обкатать новые.

>В этих условиях может помочь лишь качественное превосходство наших ударных систем неядерного сдерживания.

Тут два вопроса: как оно может помочь и можем ли мы его добиться?

>Речь вообще то о неядерной фазе войны между Россией и НАТО.

Ну вообще-то речь шла о том зачем строят дозвуковой ПАК-ДА. Если же речь зашла именно о неядерной фазе, то могу точно сказать - дозвуковой ПАК-ДА для нее не нужен совсем. Россия не готова воевать с НАТО неядерными средствами. Вообще. Нет ни военных возможностей, ни экономических, ни - что самое важное - политических (имеется в виду патологическая трусость российских "илит" и их преклонение перед западными партнерами). Мне кажется, что сейчас наши неядерные силы сдерживания развиваются в той мере, насколько это полезно для ведения либо очень локальных конфликтов без участия НАТО, либо если они одновременно являются частью ядерных сил (те же КР и стратеги).

Я вам еще одну идею подкину для размышлений. Имхо, единственный вариант военного соперничества с НАТО - это противостояние в Европе. США сильны тем что их поддерживает Евросоюз. Но ЕС очень уязвим в военном плане, благо географически он находится в зоне военного влияния России. И думаю вы согласитесь, что на европейском ТВД дешевые КР оказываются к месту. Их можно делать сколько угодно без оглядки на договора по разоружению. Ядерных зарядов для них завались. Расстояния в Европе относительно маленькие, а для пущей эффективности имеется поддержка со стороны ОТРК, авиации, наземных сил, а в будущем и "Рубежей". Так что наши генералы могут рассматривать ядерные КР как ключевое стратегическое оружие на европейском ТВД. Это позволяет направить все дорогие МБР на главную угрозу - США.

В случае чего ядерные КР можно использовать даже для превентивных ударов в Европе. Теоретически Россия может захватить неядерные страны ЕС хоть завтра, заполучив всю мощь их экономики и разом покончив с санкциями. Достаточно предъявить ультиматум в духе "хенде хох или скоро самым ходовым товаром в стране станут счетчики гейгера". В таких сценраиях КР даже удобнее - они летят десятки минут, как раз есть время подписать безоговорочную капитуляцию. Ни США, ни бритты с франками не будут умирать, грудью защищая немцев и румынов. Практически на это конечно же нет политической воли. Но на случай серьезного обострения конфликта США-РФ у наших генералов наверняка есть подобные планы.

Reply

ak_12 April 17 2017, 13:51:03 UTC
>Скорее ограничатся пятью-десятью самолетами чтобы восстановить старые технологии и обкатать новые.

Тогда эти самолёты будут даже не "золотыми", "платиновыми". Такое распыление ресурсов по разным программам контрпродуктивно, потому что для одновременно производимого ПАК ДА будут нужны другие технологии и другое оборудование.

>как оно может помочь и можем ли мы его добиться?

Качественное превосходство в авиации всегда помогало побеждать качественно уступающего но численно превосходящего противника. Можем ли мы добиться? Если смотреть на "Циркон", который обещают в ближайшее время принять на вооружение, и на тупик программы X-51A Waverider с последним полётом в 2013 году, можем.

>Если же речь зашла именно о неядерной фазе, то могу точно сказать - дозвуковой ПАК-ДА для нее не нужен совсем. Россия не готова воевать с НАТО неядерными средствами. Вообще. Нет ни военных возможностей, ни экономических, ни - что самое важное - политических

В неядерном конфликте с США и подконтрольными им странами НАТО, и мы и они будем пытаться решить ограниченные задачи. И такой конфликт нам не нужен. Что бы такой конфликт не начался нам требуется качественное превосходство в средствах неядерного сдерживания. "Циркон" - "первая ласточка" такого превосходства. Думаю совершенно понятно что гиперзвуковой "Циркон" нужен не для сдерживания стран третьего мира.

>Я вам еще одну идею подкину для размышлений. Имхо, единственный вариант военного соперничества с НАТО - это противостояние в Европе. США сильны тем что их поддерживает Евросоюз. Но ЕС очень уязвим в военном плане, благо географически он находится в зоне военного влияния России.

Увязание в войне с "пассивными союзнками" США не лучший вариант для России. Если такая война может быть начата прежде всего усилиями ВПР США, то нам нужно оружие для неядерного сдерживания именно США.

>И думаю вы согласитесь, что на европейском ТВД дешевые КР оказываются к месту.

У меня есть сомнения что гиперзвуковой "Циркон" в массовом производстве будет значительно дороже дозвуковых "Калибров" и Х-101. Потребный же наряд "Цирконов" для поражения типовых целей будет точно меньше.

>Теоретически Россия может захватить неядерные страны ЕС хоть завтра, заполучив всю мощь их экономики и разом покончив с санкциями.

Для их оккупации потребуется многомиллионая армия, которой мы не располагаем.

Reply

igodzillo April 17 2017, 16:35:47 UTC
Ну, в общем понятна суть наших разногласий. Вы считаете что мы можем построить революционный сверхзвуковой стратег с нуля, наклепать кучу гиперзвуковых ракет по цене "Калибров" и начать ими кошмарить США, сталкиваясь с ними лоб в лоб в неядерных локальных конфликтах, и, что характерно, побеждая. А США, утирая плевок в рожу, будут понуро следовать на определенное им возле геополитической параши место ))) Я бы с вами согласился, но у меня оптимизма не хватает.

Насчет необходимости многомиллионной армии для оккупации Европы вы не правы - эта проблема решаемая. Чтобы держать воспитанных европейцев в узде достаточно контролировать правительство. Никакой армии не потребуется, обычные полицейские формирования, куда загоняется весь российский офисный планктон и безработные с государств бывшего СССР. Или вообще привлечь пяток миллионов корейских резервистов, им даже платить не надо будет.

Reply

igodzillo April 22 2017, 14:33:08 UTC
Рекомендую почитать статью "уПАКованная тайна", сегодня вот только прочитал. Подробно описываются преимущества концепции дозвукового ПАК-ДА: дешевая и эффективная замена Ту-95 и Ту-22М. Добавлю, что в локальных конфликтах для борьбы против папуасов может также и Су-34 заменить за счет большей бомбовой нагрузки и большей топливной эффективности.

И насчет Ту-160 позиция автора тоже интересна: мол, ничего лучше все равно построить не можем. Ну с этим конечно можно поспорить, но вот ДЕШЕВЛЕ и лучше - да, похоже что реально не можем. Взять ту же Ангару, ракета хорошая, но стоимость пуска приближается к западным аналогам. Разучились мы технологичные вещи дешево делать, видать откаты и попилы приходится в стоимость закладывать.

Reply

ak_12 April 22 2017, 16:49:50 UTC
Дороговизна перспективного сверхзвукового дальнего ударного самолёта сильно преувеличивается комментаторами в свете проводящихся ЦАГИ и ЦИАМ исследований:

"...Я бы сказал, что газогенераторы для СПС уже есть. Речь и о военных разработках, но мы изучали, в частности, и вариант использования газогенератора ПД-14 для сверхзвукового применения. Однако создание двигателя для СПС в целом, конечно, займет приличное количество лет. Если делать его на базе существующего газогенератора, то это потребует от 3 до 5 лет. Но если создавать оптимальный двигатель для СПС, то придется начинать с нуля и на это уйдет не менее 7-10 лет..."

по теме сверхзвукового пассажирского самолёта с взлётной массой 120 тонн (максимальная взлётная масса Ту-22М3 126 тонн) и дальностью полёта на сверхзвуковой крейсерской скорости М=1.8 8000 км (дальность полёта Ту-22М3 90-й серии на дозвуковой скорости 6000 км).

Серийное производство такого самолёта будет значительно дешевле серийного производства 275 тонного сверхзвукового самолёта с крылом изменяемой стреловидности Ту-160М2.

При этом такой самолёт, как и летящий на сверхзвуковой скорости Ту-160М2, способен уклониться от истребителей противника, потому что их "не в состоянии догнать новый F-35, за ним едва поспевает F-22, но только если с него снять ограничения, и лишь старенький F-15 может тягаться в скорости".

Оптимальным носителем обрисованных автором "уПАКованной тайны" сверхдальних авиационных ракет класса "воздух-поверхность" Х-БД c "дальностью полета до семи тысяч километров" является Ил-76МД-90А с установленным в грузовой кабине модулем хранения и запуска таких ракет через открытый грузовой люк. Спутниковая разведка потенциального противника не способна идентифицировать такой самолёт-носитель среди других самолётов Ил-76. Ил-76МД-90А может действовать с грунтовых и ледовых аэродромов, оборудован системой воздушной дозаправки и бортовым комплексом обороны.

Малая радиолокационная заметность? А зачем она носителю ракет Х-БД призванному выполнять пуски этих ракет находясь в зоне нашей ПВО? Из опасения что в этой зоне могут появятся истребители противника? :)

Доводы комментаторов утверждающих что отечественным ВВС нужен радиолокационно малозаметный носитель крылатых ракет большой дальности не способный в виду своей дозвуковой скорости убежать от истребителей противника логикой не блещут как бы цветисты они не были.

Reply

igodzillo April 22 2017, 19:58:44 UTC
Насчет незаметности, есть два варианта. Первый - серьезного упора на стелс-технологии как у американцев делать не будут потому что дорого. Но наработок по этой части уже много, и при выполнении самолета в виде летающего крыла можно их применить без удорожания конструкции в целом. Типичное "а зачем - а шоб було".

И второе, то о чем пишут в статье - использовать ПАК ДА как дальний перехватчик, способный вести бой с самолетами противника. Если брать американскую схему использования стелсов, можно предположить что один ПАК ДА должен лететь позади и играть роль мини-авакса (ну или вместо него настоящий авакс или наземные РЛС), а второй лететь впереди и в стелс-режиме пускать дальнобойные ракеты. Ил-76 для такого точно не годится. Этот вариант требует серьезного упора не стелс, и тут непонятки - американские "правильные" стелсы дорогие потому что реально делать сложно, или потому что капитализм/откаты/золотые унитазы.

А насчет того что дороговизна сверхзвукого стратега преувеличена - вы не раз говорили о гражданских разработках ЦАГИ и НАМИ. Но конкретных данных о том что проект нового сверхзвукового стратега будет дешевле Ту-160 так и не увидел. Только утверждение что на это потребуется десяток лет. В свое время построили Ту-144, и это может быть даже удешевило разработку и постройку Ту-160. Но между двумя этими самолетами - пропасть. И при том ни одного экспертного мнения что ЦАГИ и НАМИ вообще могут выполнить обещания и эту пропасть перепрыгнуть. Вон, Рубин тоже обещался сделать подлодку с воздухонезависимым движком, до сих пор не сделал. Развал промышленности и утерянные компетенции.

Reply

ak_12 April 22 2017, 21:53:13 UTC
Все это уже было, от барражирующего перехватчика Г-300 на основе Ту-4, до планов вооружения самолёта ДРЛО XW2V-1 ракетами "воздух-воздух" Bomarc. И всё это как говориться "не взлетело", так и не дойдя до серии, даже в те времена "золотого века".

Объясните зачем для дальнобойных ракет "воздух-воздух" нужен "стелс" носитель? Ракеты же дальнобойные, применяемые вне досягаемости оружия самолётов противника.:)

>конкретных данных о том что проект нового сверхзвукового стратега будет дешевле Ту-160 так и не увидел.

Сверхзвуковой самолёт с более чем на 100 тонн меньшей взлётной массой и без крыла изменяемой стреловидности естественно будет дешевле Ту-160.

В отличие от боевых самолетов, при разработке гражданских авиалайнеров все же немножко обращают внимание на экономическую эффективность. Попытки проектирования гражданских сверхзвуковых авиалайнеров с крылом изменяемой стреловидности предпринимались. К примеру:



Но всегда умирали на достаточно ранней стадии:

"...Стремясь снизить стремительно нараставший взлетный вес, в октябре 1968 Boeing отказывается от применения на сверхзвуковом лайнере крыла с изменяемой геометрией. Окончательный вариант - Boeing-2707-300 - получил неподвижное дельтавидное крыло с переменной стреловидностью по передней кромке..."

Ту-160 - единственный самолёт с крылом изменяемой стреловидности серийный выпуск которого продолжается в XXI веке. Больше нигде такие самолёты не производятся и не проектируются. Как оказалось "овчинка не стоит выделки".

Найдены другие подходы - к примеру гибкое адаптивное крыло и технология управления микропотоками для создания ламинарного обтекания с помощью систем пассивной пористости и выдвижных микрогенераторов вихреобразования.

Reply


Leave a comment

Up