Избранное из послания с комментариями . Часть 2

Nov 18, 2009 13:14


Серия: Медвелект

И, конечно, мы обязаны думать, какие природные богатства сможем сохранить и передать будущим поколениям. /Наверное, имеются в виду будущие поколения современной элиты, ведь это под неё законодательно изменяются размеры природоохранных зон, статусы природоохранных территорий./ Вот почему я считаю, что повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов является ещё одним приоритетом в модернизации нашей экономики. Задачу это можно решить только в том случае, если каждый из нас задумается, насколько ответственно он подходит к энергосбережению, так, как, кстати, это делают во всём мире. /А чтобы эти раздумья были постоянными, будут увеличиваться тарифы на энергоресурсы./ Там об этом думают абсолютно все.

Что нужно сделать? Во-первых, будут запущены программы по производству и установке приборов учёта. Сегодня жители наших городов фактически оплачивают ветхую и оттого дорогостоящую коммунальную инфраструктуру. Граждане должны платить только за реально потребляемые ими услуги. /И когда это время настанет? А главное, что будет сделано для замены коммунальной инфраструктуры?/

Во-вторых, мы начали переход к использованию энергосберегающих ламп. Люди получат существенную экономию затрат за счёт замены устаревшего оборудования. /Правда эта экономия возникнет через столько лет, что многие её уже не ощутят, потому что затраты на замену лягут на их плечи./

В-третьих, в следующем году мы приступим к реализации проектов повышения энергоэффективности во многих городских кварталах. /Не указан планируемый результат./ Будут модернизированы коммунальные сети, введены системы оплаты услуг, в большей мере учитывающие режим их потребления и уровень доходов семьи. Будут введены энергосервисные контракты, позволяющие добиться значительной экономии. В первую очередь, программы энергоэффективности будут реализованы в государственном секторе, там есть, где поработать. Я призываю все российские регионы принять участие в таких проектах.

В-четвёртых, нам нужно не только наращивать добычу полезных ископаемых, но и добиваться лидерства во внедрении инноваций - как в традиционной, так и в альтернативной энергетике. /В количестве инноваций, или в их качестве?/

Вопиющим фактом, примером неэффективного использования энергоресурсов остаётся сжигание попутного газа. Загрязняется окружающая среда, и десятки миллиардов рублей превращаются в дым. Правительство ещё раз недавно обратилось к этой теме и обещало покончить с этим безобразием. Действовать нужно решительно и быстро, и никаких отговорок от добывающих компаний не принимать. /Надо будет, правительство ещё раз обратиться к этой теме. И так без конца!/ Эта тема, кстати, весьма популярна. На проблему «разбазаривания» попутного газа меня просил обратить внимание во время встречи, которую я проводил с Советом Федерации, Николай Иванович Рыжков. Николай Иванович, не знаю, в зале или нет? В зале. Вот мы с Вами вместе, надеюсь, и проконтролируем выполнение этой задачи.

Одно из наиболее перспективных направлений - это применение широко распространённых у нас биоресурсов, прежде всего древесины, торфа, отходов производства для получения энергоносителей. /Но, что с ними делать, мы пока не знаем./

Наши научно-исследовательские и производственные организации будут нацелены на внедрение инновационных технологий, таких, как разработки с применением эффекта сверхпроводимости, особо актуального для наших протяжённых территорий. Мы продолжаем терять гигантские объёмы энергии при передаче её по территории страны, гигантские объёмы. В будущем именно технология сверхпроводимости кардинально изменит всю сферу производства, передачи и использования электроэнергии. /Если это уже известно, то, похоже, наши экстрасенсы недаром едят свой хлеб./

На нашей территории будут проложены современные высокоскоростные оптические магистрали, установлено оборудование повышенной производительности и в полной мере задействован потенциал уже построенных линий, их же тоже немало. Это позволит обеспечить обмен всё возрастающими потоками информации как между российскими регионами, так и между разными странами. Россия, простирающаяся на 11 часовых поясов, призвана стать ключевым звеном в глобальной информационной инфраструктуре. /И кем это она призвана?/

Избранное из послания с комментариями . Часть 2

Серия: Медвелект

Кстати, о часовых поясах. Мы традиционно привыкли гордиться их количеством, потому что это казалось нам яркой иллюстрацией величия нашей Родины. Это действительно так. Но задумывались ли мы когда-нибудь по-серьёзному о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять нашей страной, не приводит ли к использованию слишком дорогих технологий? Примеры других стран (Соединённых Штатов Америки и Китая) показывают, что можно обходиться и меньшей разницей во времени. Это большие страны. Нужно рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов. Конечно, надо просчитать все последствия такого решения. Это касается, кстати, и целесообразности перехода на летнее и зимнее время. Здесь тоже нужно сравнить все выгоды от экономии, очевидные неудобства, но сделать это надо. Я надеюсь, что специалисты дадут нам объективный, подчеркиваю, объективный ответ на эти вопросы. /А это уже в стиле большого учёного, преобразующего законы природы. Если дело только в эффективности управления, то следует менять его стиль и методы. Но если требуются дополнительные траты бюджета на субсидии регионам по дополнительным тратам электроэнергии на освещение, то нет вопросов. Ну а, специалистов с нужными выводами подобрать всегда можно - любой каприз за ваши деньги./

В России должен быть в полном объеме задействован потенциал суперкомпьютеров, суперкомпьютерных систем, которые объединены высокоскоростными каналами передачи данных. С их помощью уже в пятилетней перспективе станет возможным проектирование новейших самолетов и космических аппаратов, автомобилей и ядерных реакторов. /К сожалению, планируется только возможность проектирования, но не конечного результата - продукции./ Ведь сложная техника, не прошедшая суперкомпьютерного моделирования, что называется, не положенная в цифру, через несколько лет просто не будет востребована рынком. И для завоевания здесь конкурентных позиций мы обязаны настойчиво работать.

В пилотном режиме начнётся внедрение социальных карт граждан, обеспечивающих получение государственных услуг и облегчающих участие в программах медицинского и социального страхования. В дальнейшем возможно их совмещение с электронными картами, открывающими доступ к банковским продуктам, включая проведение и обязательных, и добровольных платежей гражданами. Внедрение электронных технологий будет не только удобным для людей, но и должно стать мощным инструментом противодействия коррупции. /Немного наивно. Неужели президент думает, что коррупции можно противостоять технологиями? Коррупция - это функция существующей властной системы, а к любой технологии можно найти отмычку./

Во-первых, мы обязаны заняться модернизацией государственного сектора. Его доля не опускается ниже 40 процентов, а в период кризиса роль государства в экономике, естественно, вновь возросла. Причём, конечно, эта тенденция наблюдается во всем мире, но с точки зрения долгосрочных перспектив ничего хорошего в этом нет. /Да не с точки зрения перспектив, а с точки зрения умения управлять./

Нужно понять, какая структура госсектора отвечает нашим стратегическим задачам. /Да уж, оказывается это до сих пор непонятно, тогда о какой стратегии идёт речь?!/ Я поручаю Правительству подготовить решения, обеспечивающие оптимизацию объёма и эффективность участия государства в деятельности коммерческих организаций. Речь идёт и о судьбе ряда активов, имеющих сегодня статус стратегических. До 2012 года нужно завершить соответствующую программу, выйдя на оптимальные (на ближайшее время, потому что нет ничего вечного) параметры государственного сектора. Я хотел бы подчеркнуть, что заниматься всем этим нужно аккуратно, не «разбазаривая» того, что принадлежит всем нашим гражданам.

Однако и сохранять огромный объём собственности без перспективы его модернизации тоже бессмысленно. /Так значит вы не можете её модернизировать?! Что же вы нам про модернизацию?/

Что касается государственных корпораций. Я считаю эту форму в современных условиях в целом бесперспективной. /В одну и ту же бутылку можно налить и вино и уксус. Измените содержание. Но, похоже, власть зацикливается на формах./ Корпорации, которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам. /Вот вам и смысл - раздача слонов./

Кроме того, надо провести независимый аудит корпораций, а также крупных компаний с госучастием, внедрить в каждый из них современные модели управления, а оплату труда руководства этих компаний прямо увязать с показателями снижения издержек, повышения энергоэффективности и, естественно, повышения производительности труда, результатами внедрения технологий и инноваций. /С внедрением моделей, конечно же, проблем не будет (бюджет потянет), но останется проблема управления./

Постоянным направлением деятельности исполнительной власти должна стать и оптимизация бюджетных расходов. /Понимание оптимизации бюджетных расходов в современной власти сводится к их обоснованию по регламентирующим документам, но никак не к обеспечению модернизации. Тогда этим пониманием исполнительная власть и будет потом прикрывать отсутствие модернизации./ Правительству необходимо разработать и реализовать комплекс мер по созданию долгосрочных стимулов к повышению качества оказываемых государственных услуг, по обеспечению ответственности за результаты использования бюджетных средств и своей деятельности в целом.

Считаю абсолютно недопустимой ситуацию, когда какой-то вид услуг обходится российскому налогоплательщику дороже, чем в передовых странах. /Но допускаете же!/

Будет сформирована комфортная среда для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня. /Возможно и будет, но вашей ли властью?/ В своё время французский учёный Луи Пастер очень точно заметил: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности». Прекрасные слова.

В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. /Ну было, да сплыло!/ Именно на них и держится инновационный мир, и надо сделать всё, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. /Слишком категорично и унижительно по отношению к гражданам других стран. До отъезда они, может быть, и были заинтересованы, а сейчас вряд ли./ Поэтому нужно создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных учёных, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок. Это не такое простое дело. Следует упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приёма на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа. Визы им должны выдаваться быстро и на длительный срок. Мы в них заинтересованы, а не наоборот. /Остап Бендер говорил: «Заграница нам поможет!»./

Кстати, многие люди, которые прислали отклики по моей статье, так и писали, так и указывали, что наши соотечественники-учёные, которые работают за границей, могли бы составить значительную часть экспертного сообщества и помочь в организации международной экспертизы российских научных проектов, а при создании определённых условий - просто переехать в нашу страну. /А те, на кого они указывали, сказали «Да»? Как много у нас всё-таки умных указывать!/

Я поручаю Правительству обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе. Институты развития должны заниматься поиском и отбором перспективных проектов по всей территории страны, предоставлять финансовое содействие инновационным предприятиям, в том числе малым инновационным предприятиям, которые создаются сегодня по известному закону при вузах и научных учреждениях, при этом разделять риски и с частными инвесторами, конечно. /И, конечно же, для этого будут разработаны нормативные документы, по которым и будут отчитываться за реализацию данной идеи. А в нормативных документах будет сказано об исключении рисков. Тогда и проекты будут поддерживаться только среднего уровня./

Об этом говорят и граждане нашей страны. Есть одна идея, она пришла из Алтая: предлагается создавать прямо на базе современных вузов бизнес-инкубаторы. Такого рода идеи и раньше высказывались. И именно в них выпускники будут учиться превращать технические замыслы в прибыльные бизнес-проекты. /Ну, превращать может быть и научаться, а вот отбирать вряд ли. Тогда и превращать будет нечего./ Я полагаю, что такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки.
Previous post Next post
Up