На очереди одна из необычных улиц Пскова - Зональное Шоссе. Длина его (суммарная) около 4 километров, и когда-то в былые времена оно соединяло деревню Медведово с Ленинградским шоссе в районе поселка Кресты. Где-то я слышал, что построено оно было как "альтернативный" вариант въезда в город, минуя проезд с Ленинградского (бвш. Динабургского шоссе) на Крестовское (бвш. Николаевское Соединительное шоссе).
На мой взгляд, необходимость его была обусловлена отсутствием виадуков над восточными горловинами станций Березки и Псков - только по Зональному можно было проехать в город, минуя "веера" подъездных путей к этим крупным станциям, ограничившись одним лишь переездом через однопутную колею магистрали на Санкт-Петербург.
Данные о постройке Зонального Шоссе значительно разнятся по времени. Где-то писали, что оно было построено в 1952 году для разгрузки от тяжелого транспорта улицы Николая Васильева, но это никак не согласуется ни с немецкой картой 1941 года, ни с более ранней - Генштаба РККА. Правда, ни на той, ни на другой название "Зональное" не фигурирует, но на обоих шоссе указано совершенно одинаково.
Разумеется, ни деревни Медведово, ни Staadsgut Bereska (вроде как там был пригородный свиноводческий совхоз) уже не сохранилось, а память о Медведове - это лишь одноименная улочка с парой переулков в створе улиц Льва Толстого и Николая Васильева (и та и другая - бвш. Старо-Новгородская дорога), а на перекрестке указатель направо показывает как раз на Зональное Шоссе.
Если же, не доезжая сотни полторы метров до этого перекрестка, свернуть немного направо, то можно увидеть остатки некогда роскошного усадебного парка "Березки", принадлежавшего барону Николаю Медему, последнему Псковскому Губернатору (и почетному члену
Псковского Археологического Общества), зверски убитому коммунистами в 1918 году.
Парк включал в себя систему проточных прудов, ныне полностью загубленную. Хотя - сами пруды еще сохранились, и самый дальний из них еще не завален грудами мусора.
По остаткам аллей можно попробовать обойти весь парк вокруг крайнего пруда. Там, кстати, у меня одно из любимых мест сбора зимних грибов в начале декабря (кому интересно -
http://wikigrib.ru/%D0%92%D1%91%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F.html). Аллеи почти все изрядно заросли, кроме крайней восточной, которая обычно вполне проходима и по которой можно выбраться прямо на Зональное Шоссе возле школы номер 17.
Однако вчера аллея оказалась затопленной, и мне пришлось вернуться на перекресток, чтобы добраться до школы.
Еще пару лет назад этот участок Зонального Шоссе был настоящим районом трущоб, и родители реально боялись за своих детей, посещавших 17-ю школу. За пару лет многое изменилось, трущоб как таковых я вообще не увидел, а дорога, по которой раньше можно было ездить только на бронетехнике и лишенная даже тротуаров, оказалась приведена во вполне человеческий вид, даже уличное освещение сделано.
Чуть дальше школы находится интересный артефакт, из вполне новейшего времени - железная дорога, ведущая на группу промышленных предприятий, а если конкретно - на кондитерскую фабрику "Любятово", теперь - ОАО «Юнайтед Бейкерс - Псков». За 15 лет джунгли поглотили железную дорогу, которая оказалась не нужна - транснациональная корпорация United Bakers не пользуется столь архаичным транспортом! Только - вертолетами...
Примерно тут же, над брошенной железной дорогой, расположен перекресток с круговым движением - он же поворот к Академии УФСИН - а в ста метрах за ним виден уже упомянутый переезд через магистраль на Санкт-Петербург.
Здесь начинается "начало конца" - еще пару сотен метров лежит плохонький асфальт, торчит одинокая мачта с перегоревшим фонарем, а совсем скоро вы увидите абсолютно аутентичное булыжное покрытие - хочу попросить господ археологов его атрибутировать на предмет даты укладки.
Примерно через полкилометра полузатопленного булыжника появляется просвет впереди и почему-то постоянно открытый поворотный шлагбаум.
Шоссе же, в полном соответствии с картой, слегка поворачивает налево, пересаживается на бетонку и упирается в помещение участка ремонта вагонов. Кстати, на заднем плане уже виден построенный в 1978 году Крестовский виадук.
Собственно, здесь оно и обрывается. Надо обойти заросшие высокой травой и залитые водой пути и казаться в "зоне", где на ржавых рельсах много лет стоят какие-то старые и очень специфические вагоны и цистерны.
Один из вагончиков (а вижу я его здесь уже не первый год...) показался мне весьма любопытным.
Дверца была незаперта - и я решил забраться внутрь по лесенке с отсутствующими ступеньками.
Это оказался вагон-баня, или что-то вроде того, судя по неплохо сохранившимся интерьерам.
А с высокой подножки можно было осмотреть дальнейший маршрут по Зональному Шоссе.
Вскоре снова появились автомобильные колей и современные постройки, с адресом - Зональное Шоссе, д. 44-А
А вот и атрибуты цивилизации - АЗС!
Теперь Зональное Шоссе резко повернуло на Север. Справа оставался Крестовский Виадук, слева - автомобильная империя г-на депутата Севастьянова (или как там правильно надо называть?...).
А еще через сотню-другую метров самое странное шоссе Пскова и вовсе закончилось, влившись в трассу М-20. Стоящий на слиянии указатель вносил легкий "сюр" во вполне, впрочем, реалистическую ситуацию.
Пора было ехать домой. Но, помня слова Сталкера о том, что из Зоны не возвращаются тем же путем, я поехал иначе - добрался до поселка Лесхоза, нашел там новую улицу Экипажа Гудина, и поехал по ней на Запад. Вскоре улица эта превратилась в затопленный проселок, где по колеям были уложены узкие бетонные плиты, но - моему велосипеду и не через такое приходилось проезжать.
И через полчаса я уже вновь стоял на переезде через Санкт-Петербурскую магистраль, только - с другой стороны. Впереди была окультуренная улица - Зональное Шоссе, с новым асфальтом, тротуарами и освещением. Поездка в Зону закончилась.