Собственно, я хотел бы поговорить и уточнить (с вашей помощью) различные детали, касающиеся улицы Ипподромной. Возможно, по теперешним временам это и не "самая длинная" - всего 4 с небольшим километра, но, без сомнения, это самая "витиеватая" и необычная улица нашего города. Она вообще какая-то "фантомная" - неожиданно продолжается, без всяких видимых признаков, совсем другими улицами (сама же при этом поворачивает чуть ли не в противоположном направлении), имеет несколько серьезных разрывов (самый значительный из которых - это улицы Аллейная и Аллейный переулок, которые совпадают с изрядным участком Ипподромной), тупики с двух сторон на пустыре у берегов речки Милевки, и, наконец, какое-то совсем уж противоречивое разветвленное начало ее, когда невозможно понять, где же - улица, а где - одноименный переулок.
Ипподромная в ее теперешнем виде - продукт первоначальной послевоенной застройки, на которую наложились новые кварталы Запсковья, ставшего в 70-е годы прошлого века не захолустной окраиной, а мощным промышленным районом. Кстати, на немецком плане города времен оккупации даже никакого намека на нее нет - там какие-то луга, болота и деревни -
http://www.retromap.ru/m.php#r=141941&z=14&y=57.828444&x=28.334252 А вот так выглядел вчерашний мой маршрут.
Возможно, в конце 40-х годов улица была непрерывной и понятной - что-то вроде "северного обхода"и лишь впоследствии она стала растворяться в новых кварталах расширяющегося города. По крайней мере, на крайних ее участках это - вполне вменяемая улица.
Если встать на конечном западном участке Советской набережной и посмотреть на Север, то легко увидеть ее начало - перекресток с улицей Леона Поземского.
Если двинуться дальше, то правую руку останутся корпуса предприятия "Псковпишепром" (или как там сейчас называется, после падения знаменитого "Псковалко" господ Гавунаса & Cалопова?), а слева же совсем недавно стояли гнусные бараки, заселенные социальными маргиналиями. Теперь там - вполне симпатичные многоквартирные дома. Это - первый перекресток после Леона Поземского, с улицей Ветряной.
А вот и Псковпищепром - справа. Наследники бывших владельцев активно занимаются политикой...
Чуть дальше, после перекрестка с улицей Александра Матросова, между Ипподромной и Кошевого вырос новый жилой квартал, где чудом удалось сохранить старый парк (ныне муниципальный Парк им. Гагарина), видимо, оставшийся в наследство от старинной усадьбы.
Сама же улица незаметно переходит в Проспект Энтузиастов, и происходит изрядная путаница в местной топологии - на шоссе Энтузиастов размещается строение номер 113 по ул. Ипподромной, занимают его какие-то структуры местной полиции.
Возле строения номер 113 Ипподромная разворачивается почти на 180 градусов и метров 30 идет практически в обратную сторону, до "касания" ее с современной улицей Северной.
А после поворачивает на 90 градусов влево и, уже вполне прямо, продолжается до перекрестка с улицей Труда.
Оставляя справа бывший Авторемонтный завод, она пересекает улицу Автозаводскую и какое-то время бежит точно на Восток по территории частной застройки.
Очередная "трансфигурация" происходит у слияния улиц Земельной и Герцена, образующих неправильный остроконечный треугольник.
После "треугольника" Ипподромная вновь появляется и берет резко влево и вниз, зигзагом спускаясь к убранном в трубы Колокольному ручью.
На этом участке асфальт отсутствует, в наличие старая песчано-гравийная подсыпка до пересечения с точкой "стыковки" улиц Мишарина и Крупской.
После пересечения с улицей Мишарина (или все же - Крупской?) улица через 50 метров упирается в пустырь и глубокий овраг, по которому протекает речка Милевка. Никакого моста (даже признаков его) там я не нашел, но - можно переправиться по трубам канализационного коллектора. Вот тут надо спуститься.
А после вот тут - подняться наверх.
Запах там весьма характерный, и первое же здание на продолжающейся улице Ипподромной - фекальная станция, обеспечивающая подкачку сточных вод из заниженного участка.
Пару сотен метров вдоль улицы, не имеющей практически никакого покрытия, расположены частные дома.
А вот дальше - поворот направо и асфальт. Только улица эту, о чудо - Аллейная, вдоль ограды кладбища при храме Иоанна Богослова.
Чтобы не потерять улицу Ипподромную, следует еще через сотню метров (по асфальту!) повернуть налево, на Аллейный переулок, и идти по нему, пока он не уткнется в улицу Индустриальную.
Переходить ее надо аккуратно - трафик весьма плотный, а перехода как такового тут совсем нет. Но, перейдя на другую сторону, вы опять окажетесь, вполне официально, на улице Ипподромной!
При "кровавом режиме" по ней ходили аж два автобуса, "15" - от вокзала через Летний Сад, и "20" - через площадь Ленина. И даже вот здесь вот была остановка - "Ипподром".
Сам ипподром был открыт в 1949 году и дал название улице. Я еще помню, как в конце 70-х там проходили "рысистые испытания-бега", с тотализатором и прочими "декадентскими" радостями. Зрители размещались на довольно обширной трибуне на южной стороне высокого деревянного здания. Как-то совсем уж "капитально" его снесли - я даже следов фундамента не нашел! Только маленькая ящерица принимала солнечные ванны на столбика ограждения возле трека.
Ну а сама улица, сделав зигзаг влево, направилась в сторону современных котельных на Инженерной.
Вот и - перекресток с Инженерной. Дальше, в сторону некогда действующей электроподстанции (конечной остановки вышеупомянутых автобусов) улица теперь продолжалась под новым названием - ул. Новаторов. Последний же ее реликт - поворачивающий в тупичок к реке Пскове Ипподромный проезд. Но я туда не пошел.
Сам ипподром сегодня влачит чахлое существование лишь благодаря детской конно-спортивной школе, которую оттуда уже неоднократно пытались выселить. И если удастся выселить - то место это сразу застроят, и лишь только название улицы (и то, если и улицу не "спишут" из-за ее запутанности) будет напоминать нам о том, что в Пскове некогда был ипподром.