О гордыне.

Feb 16, 2007 20:56

В последнее время несколько раз с разными людьми заходила речь о гордыне. Заглянула в СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ. Увидела, что трактовала это понятие иначе.

1. Гордость и ее последствия. - «Гордость ненавистна и Господу и людям» (Сир 10.7). Г. ч-ка нелепа, потому что он - земля и пепел (Сир 10.9). Она проявляется в разных формах. Вот примеры: тщеславный претендует на почести (Лк 14.7; Мф 23.6 сл), мечтает о самовозвеличении, даже в вопросах духовных (Рим 12.16,3), завидует другим (Гал 5.26); а вот дерзкий с надменным взглядом (Притч 6.17; 21.24); высокомерный богач, кичащийся своей роскошью (Ам 6.8; Иак 4.16; 1 Ин 2.16); гордый лицемер с развращенным сердцем, делающий все напоказ (Мф 23.5,25-28); фарисей, полагающийся на свою мнимую праведность и презирающий других (Лк 18.9-14).

Наивысшей же степени гордыни достигает тот, кто, не признавая себя ни от чего зависимым, утверждает, что он равен Богу (Быт 3.5, ср Флп 2.6; Ин 5.18); он не любит обличающих его (Притч 15.12), ненавидит смирение (Сир 13.24), бесстыдно грешит (Числ 15.30 сл) и глумится над обетованиями Бога и служителями Его (Пс 118.51; 2 Петр 3.3 сл).

Бог проклинает гордого и ненавидит его (Пс 118. 21; Лк 16.15); тот, кто осквернен Г. (Мк 7.22), недоступен благодати (1 Петр. 5.5) и вере (Ин S.44); он слеп по своей вине (Мф 23.24; Ин 9.39 слл) и не может достичь Мудрости (Притч 14.6), призывающей его к обращению (Притч 1.22-28). Общающийся с ним становится ему подобным (Сир 13.1); блажен тот, кто бежит от него (Пс 1.1).

2. Гордость язычников, угнетателей Израиля. - Там, где господствуют гордые, не знающие истинного Бога, слабые обращены в рабство. Израиль испытал это в Египте, где Фараон пытался противостоять Богу, положившему освободить народ Свой (Исх 5.2). Израиль непрестанно подвергается порабощению язычниками, горделивое могущество к-рых «бросает вызов Богу живому» (1 Цар 17.26). В возмутительных словах Олоферна: «Кто же Бог, как не Навуходоносор?» (Иф 6.2) звучит Г., обуревавшая и исполина Голиафа (1 Цар 17.4), и царя Сеннахирима (4 Цар 18.33 слл), и гонителя Антиоха (2 Макк 9.4-10).

Дочь Вавилона, назвавшаяся «госпожою царств» (Ис 47.5; ср 13.19), говорившая, что она останется ею «вечно» (Ис 47.7), и помышлявшая в сердце своем: «Я - и другой подобной мне нет» (Ис 47.8) - является образом всеподавляющей гордыни государств, ныне называемых «тоталитарными». Это коллективная гордыня, символ к-рой Вавилонская башня, возвышавшаяся неоконченной на пороге библ. истории: ее строители хотели создать себе имя, достигнув неба (Быт 11.4).

3. Гордость нечестивых, угнетателей бедных. - Даже в самом Израиле проявляется Г. в угнетении бедных и в нечестии. Закон предписывал милосердие в отношении к слабым (Исх 22.21-27) и предупреждал царя, чтобы он не умножал себе чрезмерно серебра и золота и не превозносился над братьями своими (Втор 17.17,20). Гордый в погоне за богатством готов, не колеблясь, поглотить бедного, чья кровь оплачивает роскошь богатого (Ам 8.4-8; Иер 22.13-15). Но презрение к бедному есть презрение к Богу и Его правде. Гордые столь же нечестивы, сколь нечестивы и язычники. Те, кого они преследуют (Пс 10.2 слл) и презирают (Пс 122.4), призывают Бога в Псалмах, жалуясь на надменность своих преследователей (Пс 72.6-9) и на бесчувственность их сердец (Пс 118.70). Фарисеям, в сердце к-рых Г. и любовь к деньгам, Иисус напоминает, что нельзя служить двум господам: тот, кто привязывается к богатству, не радеет о Боге (Лк 16.13 слл).
Previous post Next post
Up