"Варшавская мелодия", Мастерская п/упр. Григория Козлова, реж. Александр Гошуков

Nov 14, 2024 19:16

Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры представила нежный спектакль "Варшавская мелодия" (реж. Александр Гошуков, Мастерская п/упр. Григория Козлова).
Педагог и режиссер Григорий Козлов воспитал целую плеяду артистов и режиссеров, которые чутко воспринимают мир и события в нем.
Казалось бы, историю, зародившуюся в 1946 году и имеющую четкую временную привязку к эпохе политически сложной, играют чуть не правнуки героев, смогут ли передать дух эпохи? Я застала спектакли по пьесе Леонида Зорина с артистами, которым то время было знакомо изнутри, а эти дети выросли совершенно в других обстоятельствах.

В ТЦ на Страстном перед спектаклем звучала живая музыка: на рояле, стоящем в фойе, вдохновенно играл пианист Григорий Углов. В его же исполнении зазвучит музыка и в спектакле.

Над сценой парят органные трубы, под ними столик с двумя стулья, объединяющий героев. В противоположных краях сцены два "рабочих места": слева гримерный столик с лампами по периметру зеркала и фортепьяно, справа рабочий стол с настольной лампой прошлого века и виноградные лозы, у каждого вешалки для одежды. Поначалу всё прикрыто серой тканью, как прикрывают ряды кресел в театре на ночь от пыли.

Москва, первый послевоенный год. Геля приехала из разбитой фашистами Варшавы учиться в консерватории, вернувшийся с фронта русский солдат Виктор учится на винодела. Парень с именем победителя случайно купил билет в консерваторию у подруги героини по причине простой до примитивности: не столько музыку ему хотелось услышать, сколько в толпе желающих попасть на концерт стать обладателем лишнего билета, победителем.

Покрывала из серой ткани постепенно срывают, артисты начинают открывать чувства героев.

Между людьми из разных стран и миров возникает первое, а потому очень сильное чувство, то притяжение, которое не знает преград, когда нет сомнений, что всё будет хорошо и счастливо, ведь двое любят друг друга.

Однако в их судьбу вмешивается неумолимый рок в виде государства: выходит постановление о запрете советским гражданам заключать брак с иностранцами.

Геля просит Виктора придумать что-нибудь, она не может поверить, что они не смогут быть вместе.

Молодым артистам Дарье Завьяловой и Глебу Савчуку легко дается зарождение чистого сильного чувства. Дарья освоила польский акцент и мило смягчает наше твердое "л" до польского "уа" , прелестно поет на польском языке старинную песенку, благо, у неё хорошие вокальные данные.

Заканчивается антракт, за который проходит 10 лет разлуки героев. Виктор, так и не придумавший решения, приезжает в командировку в Варшаву и ищет встречи с любимой.

Вместе с Гелей хочется верить, что в этот раз любящий мужчина если не придумает что-то, то хотя бы проведет с ней единственную ночь. Она все эти годы пишет записки королеве Ядвиге с просьбой вернуть ей любимого.

Однако Виктор не решается рискнуть своей карьерой ради Гели и отказывается.

Последняя встреча происходит ещё через 10 лет, снова по инициативе Виктора. Но ...

В советских газетах была рубрика "Два мира - две судьбы". Свободолюбивая Геля и законопослушный Виктор не смогли две судьбы соединить в одну.

Казалось бы, дело в политике, государство вмешалось в личную жизнь двух возлюбленных. История грустная, но, ставшая судьбой каждого, неизбежная.
Пылкая, живущая чувствами Геля и принявший ограничивающие обстоятельства Виктор и не могли быть вместе, как в сказке, жить долго и счастливо и умереть в один день.

Похоже, у них были разные цели, которые не осознаются в юном возрасте. Всё сложилось в соответствии с логикой этих целей по принципу "всё, что не/ни делается, - к лучшему", так решил Виктор в последнюю встречу.

Дарья Завьялова и Глеб Савчук ювелирно точно прочертили линии судьбы героев за короткие два часа. Искренность и пылкость первых взрослых чувств с их надеждами и верой в счастье. Верность памяти об этих чувствах, пронесенная сквозь годы, несмотря на супружескую жизнь с другими. Повторное едва заметное предательство Виктора, когда он отказался от ночи с Гелей из страха, что на него донесут, ставшее границей любвераздела. Уставшее разочарование от новой встречи и новых надежд на счастье.

Последняя встреча спокойна, суха, уже Геля не ищет среди зрителей любимые глаза, и хотя говорит, что молодые люди теперь женятся на иностранках, но понимает, что дело не в разрешении свыше, им, уже свободным от брака, не случится соединиться.
Не-судь-ба.

Так бывает. Почти у каждого есть своя история первой любви, не судьбы, не исполнившейся мечты.

Когда Геля исполняла для своего любимого песню "Вечная любовь" Шарля Азнавура, защемило сердце, выступили слезы, не у меня одной, судя по тишине, которая воцарилась в зале.

Геля сказала, что эта любовь была для того, чтобы она стала хорошей певицей. Виктор сказал, времени всегда не хватает, и это как раз хорошо. Всё стало хорошо, как и мечталось?

По окончании действия свет погас. Зал молчал. Не было горящих экранов, падающих на пол номерков, бегущих в гардероб зрителей. Казалось, все замерли, глотая ком в горле и пряча мокрые глаза. Зал стал одним целым. Редкая картина в нынешнем театре.

Молодые артисты, выросшие в мире потока постоянно атакующей информации, клипового мышления, кратких смс, нового упрощенного русского языка с массой пришедших из других языков слов, смогли углубиться в красивый, практически старомодный язык Леонида Зорина, прочувствовать нюансы эпохи прадедов, деликатно и уважительно "продышали" той атмосферой, заразили нас чувствами тех стародавних молодых людей.

Всё у них получилось, сложилось!

Когда-то в юности я ходила в театр "на актеров", это казалось гарантией хорошего спектакля.

Сейчас понимаю, что видим мы актеров, но говорит с нами режиссер. Режиссер-постановщик - молодой Александр Гошуков. Но на обсуждении после спектакля ребята пояснили, что смогли так передать эту историю благодаря рассказам Григория Козлова, который заявлен в программке как художественный руководитель постановки. Его личность стала канвой для этой вышивки, основой атмосферы эпохи прошлого века, которую смогли передать ребята. Эстафета времен сложилась, чудо Театра произошло.

Отдельное спасибо художнику-постановщику Николаю Слободянику, художнику по свету Максиму Ахромееву и другим создателям спектакля.

Так растрогалась, что пришла домой и разбанила человека, с которым не виделась много лет. Жаль, что этот человек не ходит в театры :)
Ибо волшебная сила искусства творит чудеса!

Театр 24-25, Театр

Previous post Next post
Up