"Поток", реж. Ярослав Симаков, ЦДР на Беговой

Dec 24, 2021 01:52

За два дня посмотрела три спектакля, так или иначе связанных с психотерапией.
Начну с последнего, самого короткого, самого странного, неожиданного, который пробрал до колотуна в сердце, до кома в горле, созданного совсем юными людьми, отчего так светло и радостно на душе: жизнь продолжается, светлые люди несут свою эстафету, значит, всё идет правильно и хорошо, значит, всё восстановится, что бы ни было.
Пойти на спектакль не известного мне молодого режиссера Ярослава Симакова, выпускника Института Современного Искусства (курс Д. Певцова и О. Дроздовой) было практически авантюрой.
"ЦДР. Старт" предоставляет свою площадку выпускникам театральных вузов, чтобы им было где показывать свои эксперименты и обретать опыт. Спектакли разные, бывало, я уходила в антракте, тем более ценно, что новым молодым вновь и вновь дают шанс себя проявить.
Для меня это тоже отчасти эксперимент - смотреть, куда движется наш театр, о чем думают молодые, какие темы их волнуют. Мэтры мэтрами, но и они были молодыми когда-то.
Спектакль называется "Поток".

В аннотации написано, что это спектакль-ощущение, далее следуют ... продуманные фразы про "попытку чувственного постижения себя и мира, близкую в первую очередь молодому зрителю". Зритель я уже не молодой, снисходительность молодых авторов ощутила в полной мере, поэтому от этого спектакля я не ждала ничего. Тем более, длится он всего час, можно и потерпеть, если что.

В фойе перед началом спектакля зазвучала заунывная мелодия, пробудившая легкий скепсис. Эзотерика, подумала я.

Почти в полной темноте мы заняли свои места. В такой же темноте на сцене возник смутный силуэт мужчины, предупредившего, что команда просит не аплодировать в течение спектакля.

То, что далее последовало, невозможно определить понятным термином. Это не спектакль, хотя на сцене актеры, играющие роли, не концерт, хотя музыканты играли живую музыку, а артисты пели, это не чтецкий вечер, хотя артисты читали тексты, это не сеанс психотерапии, хотя я ощущала себя на психотренинге, вытаскивающем из меня глубоко спрятанное, это не шаманское действие, хотя ритм был вполне себе шаманским, а дым обволакивал пространство так, будто ты сидишь у костра и смотришь, как все входят в некий транс, и ты вместе со всеми.

Семь монологов под аккомпанемент разных инструментов, среди которых неведомый этнический диджериду, между монологами песни.
Воспоминание о детстве, о маме. Размышления о космосе - как это так, что у него нет конца. Я тоже в детстве не могла себе это представить. Прочитала треть библиотеки всемирной фантастики, пока болела, и чуть не свихнулась от мысли - как может не быть конца, границ. А тут вдруг ответ - конца может не быть у ... ничего.

С чего все начинается? Человек умирает - от него что-то остается. А вот из чего он возникает? Из ничего? Из невидимого глазом?
Что такое счастье? Для кого какое? Вариантов много, но найдешь ли ты свой собственный в этих предположениях...
Удивительно, думала я, что эти ребята не просто задумываются о таком, но умеют формулировать, оформлять, находить путь к тому потаенному, что спрятано от внешнего мира у большинства людей. Нужно иметь мужество, чтобы вот так открываться, так доверяться чужим, незнакомым, снимать кожу, чтобы к внутреннему прикасались случайные люди.

Это было со-прикосновение к их космосу. К их Вселенным. Команда совершенно разных людей, разных планет соединилась в одно целое, создав нечто совершенное. В этом спектакле талантливо все: текст, музыка, вокал, пластика, свет, деликатность. Я вдруг вспомнила спектакли Клима, идущие на этой же площадке - такое же ощущение эфира, объединения людей в атмосфере во что-то прекрасное. Словно лучшее в каждом из нас проявилось и стало общим для всех.

Это шаманство, волшебство. Дыхание перехватывало, из глаз медленно текли слезы, сиюминутное казалось тем самым счастьем, о котором говорили ребята.

Моей бабушке было 12, когда началась Первая Мировая. 14-15, когда произошли две революции. 39, когда началась Великая Отечественная, 40, когда она стала вдовой с четырьмя детьми на руках.

Моему поколению достались три войны - холодная, афганская и чеченская.

На сцене - ребята, которым пусть не достанутся войны.

Столько света они посылали в зал. Духовная щедрость, которой нам сейчас так не хватает, шла потоком. Я пыталась запомнить хоть какие-то цитаты, чтобы рассказать вам. Но ... недаром это "спектакль-ощущение". Каждое мгновение проживалось по максимуму счастливым - не радостным, не в эйфории, а в каком-то подсознательном детском счастье, когда веришь абсолютно в сказку, что жизнь тебя ждет прекрасная. И в то же время всё, что говорили ребята, было осознанным.

В наше тревожное агрессивное время этот спектакль - как дуновение свежего воздуха, позволяющего раскрыть легкие.
Внутренний Ребенок, запертый Внутренним Родителем, - наши чувства. Команда Ярослава Симакова не спектакль сыграла. Это был искренний разговор их внутренних детей с внутренними детьми зрителей. У каждого есть свои воспоминания из раннего детства. Свои вопросы и ответы, или отсутствие этих ответов. Свой опыт. Свое счастье, свои слезы.

Зрители были, в основном, молодые. Друзья артистов, в том числе. Они обнимали ребят после спектакля и плакали.
Я подошла к одной из актрис, говорила слова благодарности. Спросила, чей это текст. Режиссера Ярослава Симакова. И ему говорила, прерываясь на ком в горле, какие они молодцы, что позволили увидеть, что можно не бояться, можно быть отважным, доверчивым, говорить о счастье во время охватившего мир панического страха. Их спектакль пронизан любовью к жизни, потому пронзителен для тех, кому они свои монологи обращают.

Как важно видеть, что есть те, в ком есть твердая опора на себя, на свои чувства, на свою веру.

В ком есть свет.

Если отворить дверь из темной комнаты в светлую, то свет ворвется в темноту, и станет светлее. Темнота не проникает в светлую комнату, она темнее не становится. Свет не теряет своей силы.

Спектакль "Поток" - про свет.

На спектакли Ярослава Симакова я теперь пойду с закрытыми глазами! Доверие ему - безусловное.

Музыку написал Кирилл Парастаев. Музыка тоже светлая, медитативная, при этом и яркая-экспрессивная. В ней есть всё. И юношеская сексуальная энергия, и зрелая мудрость. Гармония.

Кто дочитал и кому это в жилу - 15 января и 11 февраля на Беговой.

Спектаклю - счастливой жизни. Исполнителям - играть каждый раз так же искренно, как сейчас. И сохранить этот свет в душе, несмотря на все испытания, которые посылает жизнь.

Режиссёр: Ярослав Симаков
Автор: Ярослав Симаков
Композитор: Кирилл Парастаев
Продюсер: София Левицкая
Исполнители: Софья Букова, София Левицкая, Елизавета Бочкина, Ярослав Симаков
Музыканты: Никита Живоложнов, Ульяна Волкова, Владимир Марков, Кирилл Парастаев.
По фотографиям можно почувствовать, что делают ребята. Это очень красиво!!! Завораживающе!!
В первом комментарии - видео поклонов. Там тоже все понятно 🙂
Кто пойдет, тому нежности от меня 🙂

















































Театр 21-22, Театр, ЦДР

Previous post Next post
Up