Старый черно-белый фильм Ингмара Бергмана 1957 года в творческом переосмыслении молодого режиссера Георгия Суркова перенесен на историческую сцену Театра на Таганке в исполнении артистов недавно объединенного Ириной Апексимовой театра, когда-то разделенного на две части.
Спектакль о прошлом. Спектакль-ностальгия. Спектакль-воспоминание. Спектакль как философское размышление о смысле человеческой жизни, об отдельно взятом человеке. Мы разные, но в каждом из нас есть то, что присуще другому, его опыт может помочь понять себя.
Чувства в прошлом, из прошлого, переживаются главным героем в настоящем.
Воспоминание - удивительное состояние, когда человек одновременно находится в двух временных промежутках - в настоящем и в прошлом. Тот юный человек внутри человека пожившего, смотрящего на прошлое сразу с двух разных точек зрения. У опытного есть возможность оценить логику своей жизни. Пройденный между двумя этими точками путь всегда есть результат сиюминутного выбора, имеющего непреклонную логику личности.
Пожилой профессор Исак Борг (Юрий Смирнов) отправляется в другой город получать награду за свою профессиональную деятельность в машине вместе с невесткой.
Долгий путь в разговорах с разными людьми, в том числе, случайными попутчиками, открывают Боргу истины, которые оставались в стороне от его разума.
Земляничная поляна для шведов - место, связанное с приятными воспоминаниями. С детством, юностью, любовью. С первым прекрасным восприятием жизни, мира как радости. Это символ ожидания счастья.
Что думает об этом человек, проживший долгую жизнь?
Промелькнувшую гораздо быстрее, чем казалось в юности.
Дала ли ему жизнь ту радость, которую он ожидал тогда?
Оценка своего прошлого с высоты полученного опыта отличается от ожиданий человека юного, ничего не знающего про себя, про других, про ценности, которые меняются в течение жизни.
Удивительно, что эта тема поднята молодым режиссером Георгием Сурковым. 31 год, казалось бы, - ещё время страстей, проб, ошибок. Бергману было почти 40, когда он снял в один год свои "Земляничную поляну" и "Седьмую печать".
Тот самый четвертый десяток в начале и в конце - две большие разницы, как говорят в Одессе. Это важное десятилетие, когда ещё есть пылкость юности, но уже есть опыт познания, осмысления. В человеке соединяются надежды и глубокие размышления о себе, о смысле жизни, о Боге, о любви, о страхе.
Георгий Сурков объединил размышления Ингмара Бергмана из двух его фильмов явно неслучайно.
Игра в шахматы со Смертью на жизнь или смерть из "Седьмой печати", спасение служанки от насилия и флирт пожилых профессора и его служанки Агды из "Земляничной поляны" дают акценты, понятные тем, кто видел оба фильма.
Зрителю нужно быть готовым к этому спектаклю. Не для случайно попавших в театр новый спектакль Суркова. Для тех, кто знает и любит творчество Ингмара Бергмана, новый спектакль Театра на Таганке даст гораздо больше, нежели случайным зрителям.
Спектакль идет около полутора часов без антракта.
Сценография Надежды Скомороховой аскетична: пустая сцена, на переднем плане подвижная конструкция в виде длинного стола, за которым никто не сидит, на заднике сцены - перспектива киноэкрана, под потолком - подобие светящихся шпал, ведущих в киноэкран, или в никуда. На экране - кадры черно-белого кино.
Костюмы выдержаны в черно-белых тонах с редкими красными вкраплениями. Экскурс в далекое уже черно-белое кино как параллель с экскурсом в прошлое главного героя. Новое так быстрое вытесняет в прошлое, в глубины памяти старое...
Георгий Сурков: "Это история о том, как пожилой человек, который прожил долгую, богатую жизнь, добился огромных успехов в своей профессиональной карьере, осознал, что ему не удалось выстроить тёплых, добрых отношений со своими близкими. Почему подобное осознание приходит, когда время на исходе? Эта история становится особенно актуальна в современное время, в разгар пандемии, когда жизнь каждого человека становится непредсказуемой и времени на исправление ошибок может оказаться мало..."
Сегодня был показ "для пап и мам", местами сыроватый, что вполне оправдано. Спектакль не из тех, что развлекают зрителя, дают отдохнуть и расслабиться.
Для тех, кому вовремя заглянуть в свое прошлое, чтобы понять себя.