"Война Анны", реж. Алексей Федорченко

Dec 01, 2018 03:49

Отправилась на "Non-fiction", накупила книг, которые уже просто некуда ставить, посмотрела фильм екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко, автора фильмов "Овсянки", "Небесные жены луговых мари", "Ангелы революции" и др.
Зал был заполнен наполовину. Кто-то уходил, не досмотрев - сцены в фильме безжалостно сняты. Аплодисментов по окончании не было. Ощущения после фильма растрепанные. Такая "Алиса в Зазеркалье" по-уральски. Война глазами еврейской девочки Анны шести лет, попавшей за зеркало над камином, чтобы выжить любой ценой. Она жила в камине 2 года, трудно это даже представить.
Фильм ещё более неспешный, чем виденные мной фильмы Федорченко, с длинными планами, практически без слов. Да и те не понятны - на мове все говорят, а мову я не разумею...
Действие происходит на оккупированной украинской территории. Люди говорят на украинском языке. Год 1941. Судя по польскому говору, это западная Украина. 6-летняя еврейская девочка выживает после массового расстрела фашистами. Мать прикрыла её своим телом. Камера бесстрастно водит взглядом по частям тел убитых людей, по осенней листве, ветром перекатываемой по конечностям мертвых, переводит фокус на лицо девочки, которая бесстрастно вытаскивает из-под трупа матери теплый платок, чтобы прикрыть свое голое тело. Вот она в избе, поджав ноги под себя, ждет, что решат дед с бабкой, у которых такая же маленькая, только рыжеволосая и курносая внучка. Взрослые одевают пришлую девочку и отводят её в немецкую комендатуру. Видеть родных артистов Коляда-театра в роли фашистов, украинских полицаев и сдающих ребенка в комендатуру, почему-то отвратительно. Озвучивают их чужие голоса на украинском без кацапского акцента.

Комендатура находится в здании школы, днем в комнате учатся дети, когда нет детей, в классе появляются взрослые со всеми вытекающими. Полицаи трахают женщин, немцы пьют шнапс, отмечают Пасху свечами, яйцами и пьяным разгулом.

Анна прячется от местного полицая в камине, чтобы жить там долгих 2 года. Фантастика? Наверное. Сейчас трудно это представить как правду.

Девочка днем смотрит сквозь дыру в стене и мутное зеркало с той стороны, ночью гуляет по зданию в поисках еды, воды и ... игр. Ребенок ведь.

Искусство условно, фильм - образ.

"Война Анны" - одна из точек зрения, мы видим мир глазами девочки, которой страшно, очень страшно, она окружена врагами, крысами, овчарками, чующими её присутствие, что она здесь, фашистами, украинцами, для которых она - маленький, но враг, еврейка, которая не имеет права на жизнь. А жить ей хочется, жажда жизни настолько велика, что она находит решения, позволяющие ей эту жизнь продолжить. Ни одного доброго человека она не встретила на своем пути после смерти мамы. И так страшно хочется жить, что ей приходится предать лучшего своего друга - рыжего кота, с которым она могла обняться, накормить его, или он ей приносил мертвых крыс.

Только в финале фильма появляется человек, печник, которого играет Костя Итунин, который не то, чтобы совершает доброе дело, спасает девочку, но он её не губит. Костя говорит своим голосом, что говорит, не рjзумiю, ибо тоже на мове. Да это и не важно, как не важны все другие слова, услышанные зрителем как сквозь вату, через треснувшее зеркало, защищающее Анну от взглядов. Просто - дал в руки мину, завел таймер, но вернулся, мину забрал и таймер выключил. Стало быть, спас.

Этот фильм - приговор Федорченко всем фашистам любой национальности, ибо фашизм национальности не имеет. Визуальный реквием по фашизму. Утопия, по сути. Потому что новые поколения рождают новых фашистов, националистов. Одни люди убивают других людей, оправдывать можно любой причиной, лишь бы была возможность уничтожать тех, кто отличен от тебя, твоих взглядов, веры, цвета кожи. Когда-то у меня был друг-украинец. В начале действий на Донбассе он мне говорил, оправдывая решения своего президента, которого выбирал сам: "Да ты не знаешь, насколько донецкие - быдло?" Я спросила: "А что, если быдло, то их можно убивать?" Ответа не получила. Друг этот меня отфрендил один раз. Потом просил прощения, я приняла его в друзья снова, но последовал другой раз. В третий раз я сказала, что прежних отношений быть уже не может, доверие мое закончилось, дружба более невозможна. Человек логичен в своем поведении всегда, последователен, и если ничего не понял про дружбу и верность, то ...

Девочка, которая сыграла роль Анны, Марта Козлова, - удивительная. Как она это всё смогла понять, передать, прожить как часть собственной судьбы, поражает.
Фильм странный. Не для всех. Будут уходить с него, потому что сцены жестокие. Но те, кто останутся, уйдут, задумавшись.
И это важно.

image Click to view



image Click to view



Кино

Previous post Next post
Up