В дореволюционных традициях были и рухлядные, где лежали иконы, вышедшие из литургического употребления, ибо стали просто черными досками. И большая часть икон музейных собраний была извлечена из этих самых рухлядных и отреставрирована. Боюсь, что если возвращать дореволюционные традиции во всем их объеме, то и результат будет таким же. Увы.
Тут главное, что бы не ложилось ложное впечатление, что реставрационные работы и работы по сохранению до революции в отношении икон не проводились и что для того что бы их проводить - нужны музеи или иконы надо изымать из храма насовсем. Не было бы революции и не изыми из храмов иконы, их бы восстанавливали в церкви. Ничего кошмарного в этом нет, как известно. Надеюсь примеры дореволюционных реставрационных работ в отношении икон именно вам приводить не нужно и вы о них знаете?
Меня поразили некоторые комментарии под статьей в "Фонтанке", где люди требуют передачи старинных икон храмам.
Вспомнилась поговорка "техника в руках дикаря". И подумалось, что "вера в руках дикаря" может быть оружием страшной разрушительной силы. Впрочем, никакого открытия я не сделала, его давным-давно сделала сама история.
Удивительно, что история никого не учит. Официальная дореволюционная церковь так или иначе плохо закончила. Неужели так хочется опять стать "винтиком государства"? А потом получить пятилетки безбожия и дикий разгул "бывших семинаристов?....
Меня тоже удивляет, что история никого не учит. Но вывод напрашивается именно такой.
И ведь определенный процент верующих людей уже начал разделять веру и церковь, всё чаще употребляя слово "РПЦ" вместо "православная церковь". Но церковнослужители не замечают этой тенденции. А если и замечают, что затыкают недовольным рты, грозя небесными карами. Это бессмысленно, глупо, но до них не доходит.
И эта нахрапистость... К чему строить храмы там, где местное население против?! Для кого же строить собираются, если не для людей? Вот у нас сейчас затеялись. Отхватили кусочек лесопарка под строительство. Были протесты жителей окрестных домов, им заткнули рты с помощью админресурса. А в Москве похлеще аналогичная история была (и сейчас продолжается). Представители РПЦ грозятся, и жителям, и местной администрации... забывая о том, что, вызывая у кого-то страх, ты неизбежно вызываешь и ненависть, ибо эти чувства - близнецы-братья, поскольку страха без ненависти не существует.
В общем, неправильно это всё. А закончится вряд ли чем-то хорошим.
Comments 11
Reply
Reply
Reply
Reply
Повторюсь, я не хочу, чтобы в нашей стране пусть даже трижды православный бизнесмен Шмаков по факту диктовал свою волю в крупнейшем музее страны.
Reply
Меня поразили некоторые комментарии под статьей в "Фонтанке", где люди требуют передачи старинных икон храмам.
Вспомнилась поговорка "техника в руках дикаря". И подумалось, что "вера в руках дикаря" может быть оружием страшной разрушительной силы. Впрочем, никакого открытия я не сделала, его давным-давно сделала сама история.
Reply
Reply
И ведь определенный процент верующих людей уже начал разделять веру и церковь, всё чаще употребляя слово "РПЦ" вместо "православная церковь". Но церковнослужители не замечают этой тенденции. А если и замечают, что затыкают недовольным рты, грозя небесными карами. Это бессмысленно, глупо, но до них не доходит.
И эта нахрапистость... К чему строить храмы там, где местное население против?! Для кого же строить собираются, если не для людей? Вот у нас сейчас затеялись. Отхватили кусочек лесопарка под строительство. Были протесты жителей окрестных домов, им заткнули рты с помощью админресурса. А в Москве похлеще аналогичная история была (и сейчас продолжается). Представители РПЦ грозятся, и жителям, и местной администрации... забывая о том, что, вызывая у кого-то страх, ты неизбежно вызываешь и ненависть, ибо эти чувства - близнецы-братья, поскольку страха без ненависти не существует.
В общем, неправильно это всё. А закончится вряд ли чем-то хорошим.
Reply
Leave a comment